Page 337 - Letopis
P. 337

Да не всё то, что сверху, - от Бога...


        мне  удалось  выехать  туда.  Прихожане,  которые  остались  в  городе,  собрались  во
        временном  вагончике.  Во  время  богослужения  он  содрогался  оттого,  что  где-то
        совсем рядом рвались снаряды. Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы
        восстановить  разрушенное,  не  унывать,  а  в  терпении  преодолеть  все  те  скорби  и
        испытания, которые нам выпали.
           К сожалению, это – не один храм, который мы потеряли за время боевых действий.
        В  августе  2014  года  в  Горловке  полностью  сгорел  храм  Благовещения  Пресвятой
        Богородицы, но, слава Богу, там люди успели выбежать из храма – никто не погиб. Из
        двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены
        в результате боевых действий…
                                                ***
           Что я думаю о священниках, которые покинули территорию, где происходят боевые
        действия? Когда человек венчается, его священник трижды обводит вокруг аналоя
        вместе с невестой. Поют «Исаие, ликуй», «Святые мученицы», «Слава Тебе, Христе
        Боже». Перед венчанием совершается обряд обручения, кольца надеваются на руки
        жениху и невесте. А потом, когда молодой человек хочет стать священнослужителем,
        он снимает это кольцо, которым он был обручён, и его трижды водят вокруг престола.
           Он семью не бросает, просто у него есть ещё и венчание с Церковью. Его трижды
        водят вокруг престола, как когда-то при венчании водили, он делает земные поклоны,
        просит  Бога  и  архиерея,  чтобы  его  сделали  священником  Церкви,  чтобы  служить
        Церкви, чтобы соединиться с ней навсегда союзом любви.
           Теперь  представьте  молодого  человека,  у  которого  заболела  жена  —  тяжело
        заболела или попала в аварию. Он молодой, перспективный, интересный, красивый,
        сильный. Можно ли будет его оправдать, если он бросит свою нынешнюю жену и
        найдёт себе другую семью, с которой ему будет жить интересно, весело и здорово?
        А больная жена пускай там решает сама свои проблемы. Как бы вы такой поступок
        назвали, как бы он выглядел в глазах других людей?
           А почему священник должен находиться на приходе, когда все хорошо, когда есть
        паства, есть любовь и уважение окружающих, есть какая-то перспектива, есть какое-
        то будущее, есть какой-то доход, и бросать свою паству, когда ей больно, когда ей
        тяжело, когда ей плохо? Можно ли это каким-то образом понять или оправдать?
           Выбор  человек  делает  самостоятельно.  Я  как  архиерей  не  могу  заставить
        священника  сделать  тот  или  иной  выбор.  Если  он  бросил  приход,  взял  семью  и
        уехал куда-то — это его дело, но принять такой поступок я не смогу. В моих глазах
        этот поступок – неправильный, нет таких вещей, которые могли бы этот поступок
        оправдывать.
           Я  уверен,  что  священник  должен  быть  со  своей  паствой  всегда,  в  любых
        обстоятельствах.  Мы  же,  например,  не  можем  себе  представить  историю,  когда
        капитан бросает корабль и на шлюпке уплывает на другой, а этот пускай тонет. Такие
        случаи были, но это – позор для капитана.
           Мы  не  можем  себе  представить  историю,  когда  нормальный  муж  бросит  свою
        больную жену, своих детей, потому что это неприемлемо. Он будет с ними до конца,
        будет заботиться и помогать — в этом и заключается его любовь, его вера, подвиг,
        терпение. А почему для священника оставаться со своей паствой должно быть чем-то
        сверхъестественным или исключительным?
           Разве  может  командир  бросить  свой  отряд  во  время  боевых  действий?  Почему
        мы говорим о верности священника присяге как о чем-то выдающемся? Надо убрать
        этот пафос. Так должно быть, и всё, это не должно обсуждаться, и прискорбно, что
                                                                                      337
   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342