Page 337 - Letopis
P. 337
Да не всё то, что сверху, - от Бога...
мне удалось выехать туда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во
временном вагончике. Во время богослужения он содрогался оттого, что где-то
совсем рядом рвались снаряды. Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы
восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и
испытания, которые нам выпали.
К сожалению, это – не один храм, который мы потеряли за время боевых действий.
В августе 2014 года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой
Богородицы, но, слава Богу, там люди успели выбежать из храма – никто не погиб. Из
двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены
в результате боевых действий…
***
Что я думаю о священниках, которые покинули территорию, где происходят боевые
действия? Когда человек венчается, его священник трижды обводит вокруг аналоя
вместе с невестой. Поют «Исаие, ликуй», «Святые мученицы», «Слава Тебе, Христе
Боже». Перед венчанием совершается обряд обручения, кольца надеваются на руки
жениху и невесте. А потом, когда молодой человек хочет стать священнослужителем,
он снимает это кольцо, которым он был обручён, и его трижды водят вокруг престола.
Он семью не бросает, просто у него есть ещё и венчание с Церковью. Его трижды
водят вокруг престола, как когда-то при венчании водили, он делает земные поклоны,
просит Бога и архиерея, чтобы его сделали священником Церкви, чтобы служить
Церкви, чтобы соединиться с ней навсегда союзом любви.
Теперь представьте молодого человека, у которого заболела жена — тяжело
заболела или попала в аварию. Он молодой, перспективный, интересный, красивый,
сильный. Можно ли будет его оправдать, если он бросит свою нынешнюю жену и
найдёт себе другую семью, с которой ему будет жить интересно, весело и здорово?
А больная жена пускай там решает сама свои проблемы. Как бы вы такой поступок
назвали, как бы он выглядел в глазах других людей?
А почему священник должен находиться на приходе, когда все хорошо, когда есть
паства, есть любовь и уважение окружающих, есть какая-то перспектива, есть какое-
то будущее, есть какой-то доход, и бросать свою паству, когда ей больно, когда ей
тяжело, когда ей плохо? Можно ли это каким-то образом понять или оправдать?
Выбор человек делает самостоятельно. Я как архиерей не могу заставить
священника сделать тот или иной выбор. Если он бросил приход, взял семью и
уехал куда-то — это его дело, но принять такой поступок я не смогу. В моих глазах
этот поступок – неправильный, нет таких вещей, которые могли бы этот поступок
оправдывать.
Я уверен, что священник должен быть со своей паствой всегда, в любых
обстоятельствах. Мы же, например, не можем себе представить историю, когда
капитан бросает корабль и на шлюпке уплывает на другой, а этот пускай тонет. Такие
случаи были, но это – позор для капитана.
Мы не можем себе представить историю, когда нормальный муж бросит свою
больную жену, своих детей, потому что это неприемлемо. Он будет с ними до конца,
будет заботиться и помогать — в этом и заключается его любовь, его вера, подвиг,
терпение. А почему для священника оставаться со своей паствой должно быть чем-то
сверхъестественным или исключительным?
Разве может командир бросить свой отряд во время боевых действий? Почему
мы говорим о верности священника присяге как о чем-то выдающемся? Надо убрать
этот пафос. Так должно быть, и всё, это не должно обсуждаться, и прискорбно, что
337