Slider
 

Новости

 

Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Пленум ЦК профсоюза работников искусств обнародовал «Обращение ко всем творческим работникам». В нём было сказано: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». После выхода данного обращения началась активная работа по формированию фронтовых бригад, которые вскоре стали неотъемлемой частью фронтового быта. Артисты давали концерты в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и сёлах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях, эвакуационных пунктах и на вокзалах, откуда бойцы отправлялись на фронт. Часто выступления проходили в сложнейшей обстановке: в зимнюю стужу приходилось играть, не снимая перчаток, концерты прерывались бомбёжками и артобстрелами…базовая фоновая фотка

На начальном этапе коллективы концертных бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, выполнявшим функцию сцены. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.

После выступления, как правило, длившегося порядка полутора часов, борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Порой, приехав на место выступления, члены концертной бригады уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медработникам и сиделкам, когда не хватало рук; хоронили умерших... И, конечно же, играли и пели для всех – и раненых, и тех, кто оставался в строю. Случались и курьёзы. В частности, известна история о том, как композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов гастролируя в составе концертной бригады в Восточной Пруссии, ошибочно попали не в ту часть, куда направлялись изначально. Однако бойцы не признались им в этом – настолько им хотелось послушать концерт. Кстати, именно на том концерте впервые прозвучала легендарная песня «Давно мы дома не были», сочинённая авторами буквально по дороге в часть. Концерт затянулся – зрители долго не отпускали артистов. И только когда, наконец, они, отыграв перед публикой, уже собирались на ночлег, выяснилось, что «их» часть находится в другом месте… «Мы не обиделись на командира, поскольку увидели своими глазами, как бойцам нужна была песня. Мы им привезли кусочек дома, где они давно не были…», — вспоминал Соловьёв-Седой. В итоге концерт артисты повторили в «своей» части, а потом выступали с премьерой ещё и ещё…

Важно отметить, что поддержка, оказываемая фронтовикам артистами, не ограничивалась одним лишь творчеством: деятели искусства активно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии, и ежедневные отчёты о собранных средствах публиковались в газете «Правда». Так, исполнительница народных песен Лидия Русланова подарила Первому Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Два боевых истребителя лётчикам Первого Украинского фронта подарил лично Леонид Утёсов, в годы Великой Отечественной войны постоянно выступавший с концертами перед советскими солдатами.

Всего за годы Великой Отечественной войны действовало около четырёх тысяч фронтовых бригад, которыми в общей сложности было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 творческих работников, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сотен раз. Безусловно, в их числе были и артисты Шахтёрского ансамбля песни и пляски, как тогда назывался Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс». Созданный в 1937 году, он успел ещё до войны обрести всесоюзную популярность, и известие о нападении гитлеровцев застало ансамбль на гастролях в далёкой Сибири. Гастроли были досрочно прекращены, коллектив – отозван в Донбасс, и буквально сразу же, в июне 1941 года, из числа артистов-добровольцев была создана концертная бригада, впоследствии откомандированная на Южный фронт в район Каховки (Херсонская область) в кавалерийский корпус генерала Белова. В фондах Донецкого республиканского краеведческого музея хранится уникальный документ – приказ командующего войсками 18 армии генерал-лейтенанта Смирнова об объявлении благодарности «всему составу ансамбля песни и пляски шахтёров Донбасса», датированный 12 сентября 1941 года. Обычно подобные документы являются весьма лаконичными и содержат сухие формулировки – но не в данном случае.Приказ ДРКМ

«Ансамбль с большим мастерством исполнил для бойцов и командиров лучшие образцы военного искусства. Боевые песни, прекрасно исполненные пляски, бодрая музыка, дружественные встречи работников искусства с бойцами и командирами воодушевили личный состав частей на ещё большие героические подвиги в борьбе против озверелого германского фашизма. Каждое выступление коллектива ансамбля превращалось в демонстрацию торжества единства героической Красной Армии и многомиллионного советского народа, поднявшегося на Великую Отечественную войну против коричневой чумы», – в частности, говорится в приказе.

Неоднократно наш ансамбль получал благодарности за активную концертную деятельность от политуправления Южного фронта, возглавляемого Л.И. Брежневым. Кроме того, весь состав Шахтёрского ансамбля песни и пляски был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В конце июля 1942 года во время поездки по Кавказу автобус ансамбля сорвался в горное ущелье. Обошлось без жертв, но многие артисты были серьёзно травмированы. Тогда ансамбль был отправлен через Каспий – сначала в Караганду, где были госпитализированы пострадавшие, а затем весь состав направили в город Прокопьевск Кемеровской области для культурного обслуживания шахтёров Кузбасса и Сибири. А осенью 1943 года, после освобождения Донбасса от фашистских захватчиков, ансамбль был возвращён в город Сталино (нынешний Донецк) для обслуживания трудящихся региона, активно восстанавливавших разрушенные шахты и заводы. За «военный» период своей творческой деятельности, который в силу вышеперечисленных обстоятельств продлился немногим более года, артисты ансамбля дали на передовой, в госпиталях и прифронтовой полосе более 900 (!) концертов.

«В день давали по 3 – 4 концерта в военных частях на передовых позициях. Сценой для нас были полуразрушенные церкви, хаты, сараи, а чаще всего степь. И надо было видеть, с каким воодушевлением и благодарностью принимали бойцы наши песни, танцы, словно черпали в них новые силы. И мы были рады, что этим вносили нашу, хотя и маленькую лепту в успех завтрашнего сражения с врагом. На станции Шауляна во время концерта началась сильная бомбёжка, то же самое повторялось не раз и во время последующих выступлений, которые приходилось возобновлять по нескольку раз. Много ужасов довелось нам увидеть на дорогах войны, испытать горечь утраты своих товарищей, погибших на наших глазах. Мы были очевидцами наступления наших войск, во время которого «катюши» давали такой «концерт», от которого было и страшно, и радостно. И хотелось ещё яростнее помогать нашим бойцам побеждать, несмотря на жуткую усталость от постоянных переездов и недосыпаний», – вспоминала ветеран ансамбля, балетмейстер Мара Фёдоровна Трубина. За работу в ансамбле она была награждена медалями «За Победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За участие в Великой Отечественной войне». Как рассказывала Мара Фёдоровна, в бытность выступления в составе фронтовой концертной бригады в её память особенно врезались 2 эпизода.

«Наш комиссар потерял ориентир, и мы приехали в село, совершенно пустое. Пока разведка ездила выяснять обстановку (а было это ночью), наши танцоры пугали нас якобы заминированными местами – мы боялись даже подойти к колодцу, растопить печку. А когда вернулась разведка, было не до шуток: если бы отъехали немного в сторону, угодили бы в лапы к немцам.

И ещё. Около Таганрога, в одном из сёл на передовой позиции (никого из жителей там не было) мы, спустились к морю, потом начали концерт и тут же были обстреляны. Оказывается, это место просматривалось немцами с песчаной косы. Не счесть, сколько раз мы попадали под бомбёжку, сколько повидали смертей… В 1943 году наш ансамбль был откомандирован», – вспоминала Мара Трубина.       во время войны после выступления

Что же касается фронтовых концертных бригад всего Советского Союза, то вместе с военнослужащими их участники прошли боевой путь до самого Берлина. 12 мая 1945 года у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы с участием знаменитых советских артистов, прибывших в Берлин спецрейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и другие. О многих из них мы расскажем вам в следующих выпусках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад».

Напомним, материалы проекта будут размещаться на информационных ресурсах ансамбля «Донбасс» три раза в неделю (по понедельникам, средам и пятницам) на протяжении всего мая – месяца нашей Победы. Следите за публикациями проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.

При подготовке данной статьи использованы публикации блогера и общественного деятеля Игоря Глуховского, материалы медиапроекта «Песни Великой Победы» Радио Республика и ГУК-ДРКМ, а также материалы из фондов Донецкого республиканского краеведческого музея.