18 ноября 1944 года родился Шарль Исаакович Фоерберг – известный актёр-кукольник, заслуженный артист Украины, педагог, член Международного Союза деятелей театров кукол УНИМА, посвятивший 10 лет своей творческой жизни Донецкому театру кукол. В этот день ему могло бы исполниться 80 лет. В постоянной рубрике портала «Посвящения…» о Шарле Исааковиче вспоминает театровед, профессиональный поэт Светлана Куралех.

Шарль Фоерберг

В 1963 году, получив приглашение от земляка, друга детства и на тот момент режиссёра Донецкого государственного театра кукол Сергея Ефремова, Фоерберг переехал в Донецк и сразу вошёл в основной костяк актёрского состава театра. Так совпало, что дебют состоялся 18 ноября, в день его  рождения, в спектакле «Телевизор доктора Айболита» на сцене Дворца металлургов города Енакиево. Работая на профессиональной сцене, Шарль Фоерберг раскрылся как актёр удивительного обаяния, мастер импровизации, пленивший публику творческой фантазией и остроумием. Шарль Фоерберг – актёр школы представления.

Светлана Куралех: «Однажды, в 1967 году, когда я была ещё  инженером Донецкого ПромстройНИИпроекта, шли мы  с коллегой по улице Октябрьской, и вдруг она остановилась:

          - Ой, совсем забыла, – это же сегодня…

          - Что сегодня?

          - Премьера в театре кукол – меня знакомый артист пригласил. Хочешь со мной?

           Конечно, мне было интересно. И вот мы проходим в маленький зрительный зал. На входе афиша – «Клянёмся тебе, Кибальчиш!» Персонаж, знакомый с детства.

          Третий звонок… Перед ширмой эффектно появляется Командир в гимнастёрке и будёновке времён гражданской войны. «Это – мой знакомый», – гордо шепчет на ухо коллега. Для гордости есть все основания: у актёра приятная внешность, хорошо поставленный голос, безупречная дикция, умеет держать внимание юной публики и, как потом оказалось, работать с куклой. Словом, знает своё дело. Сюжет развивается динамично – дети визжат от восторга… После представления идём за ширму благодарить Командира. Так я познакомилась с Шарлем Фоербергом.

          Разве можно было представить себе, что через каких-то десять лет я войду в это здание, чтобы из простого советского инженера превратиться в театрального завлита?! А вот Шарль Фоерберг вскоре  покинул Донецк и наметил новые театральные маршруты. Время от времени мы пересекались, уже как добрые знакомые, - на гастролях, фестивалях, юбилеях. Каждый его приезд в Донецк был для нашего театра событием.  

          В Донецке часто звучало его имя. Как завлит, я регулярно бывала на радио и телевидении, и не было случая, чтобы кто-то не вспомнил его Голубого щенка или Доктора Айболита. Немало добрых слов от бывших коллег и партнёров слышала я об импровизаторских способностях Фоерберга. Говорили, что Шарля не застанет врасплох ни одна случайная накладка. Он тут же талантливо её обыграет, создав у зрителя впечатление, что всё так и надо. У его куклы может отвалиться челюсть, оторваться рука – он всё оправдает и с присущим ему юмором завершит сцену. Но вершиной актёрской импровизации Фоерберга для меня стал спектакль «Русская соль», который я увидела в первый раз, благодаря счастливому случаю, в Австрии, на фестивале театров кукол в Мистельбахе, куда он был приглашён как артист, а я – как гость. По сюжету этого балаганного спектакля, Шарль – Хозяин Балагана должен вылить ведро воды на первые ряды зрителей. Это, разумеется, фокус, но сначала публика ни о чём не догадывалась. А в первом ряду сидел бургомистр Мистельбаха, который, к слову, почти каждый день посещал фестиваль. Шарль уже поднял ведро. Вдруг в конце зала раздался голос:
          - Сто шиллингов за то, чтобы облить бургомистра!

          - Двести, - отпарировал Шарль и выплеснул на бургомистра... дождь из конфетти под дружный хохот зала.

          Надо сказать при этом, что спектакль в Мистельбахе игрался на немецком языке, которым Фоерберг прекрасно владел, а в тех странах Европы, где он бывал, Шарля воистину считали полиглотом. В Мексике его герои говорили на испанском, в Португалии – на португальском, в Венгрии – на венгерском… Как рассказывал мне Сергей Ефремов (неизменный режиссёр Шарля), Фоерберг  так блестяще играл свою роль в живом плане на венгерском языке, что однажды члены жюри в Венгрии решили, что на спектакль «наняли»  венгерского актёра…

 

          Но нельзя не вспомнить ещё об одном – главном спектакле актёра Шарля Фоерберга, где он по-настоящему открыл своё сердце и свою творческую душу и за который получил множество высоких наград, откликов, аплодисментов и звание заслуженного артиста. Это моноспектакль о судьбе  легендарного польского педагога, писателя и врача Януша Корчака под названием «Всё будет хорошо». Миру известен его нравственный подвиг: Корчак не оставил своих воспитанников, когда фашисты обрекли их на гибель в печи лагеря смерти Треблинки. Корчак выбрал смерть, хотя немцы гарантировали ему, известному писателю, жизнь. Саму свою смерть Корчак превратил в урок высокой нравственной педагогики.
          Как создать благородный образ Януша Корчака минимальными средствами на сцене? Как донести в кукольном театре до современного зрителя значительность и обаяние личности этого Человека? Именно к решению такой чрезвычайно сложной задачи стремились авторы пьесы «Всё будет хорошо» заслуженный артист Украины Сергей Ефремов и московский искусствовед и художник-кукольник Ирина Уварова. Своей пьесе они дали подзаголовок: «Театральная фантазия по дневникам Януша Корчака». Моноспектакль в постановке Сергея Ефремова по этой пьесе был впервые сыгран заслуженным артистом Украины Шарлем Фоербергом в Киеве, а потом – на гастролях в Европе. И полиглот Фоерберг, как всегда, играл спектакль на  родном языке для страны, где выступал: Швейцарии, Австрии, Португалии, Мексике. И всюду – абсолютный успех! Этот спектакль оригинален и неожидан для кукольного театра. По сути, в нём играют не столько куклы, сколько один актёр – Шарль Фоерберг, который находится не за ширмой (как это происходит обычно), а прямо перед  зрителями на сцене. Он играет Януша Корчака. Действие разворачивается в польском гетто, где мы видим Корчака и его маленьких воспитанников (это Агнешка, Регина, Матек, Юлек, Владек, Янек). Воспитанники – куклы. Их на наших глазах создаёт Шарль как бы «из ничего»: из носовых платочков и палочек. Эти возникшие, будто по волшебному знаку свыше, импровизированные куклы-дети оказываются (как и те дети, что сидят в театральном зале) зрителями спектакля о маленьком Иисусе и царе Ироде, который разыгрывает одновременно перед теми и другими педагог Корчак, встревоженный судьбой детей, за которых он в ответе. 

          Представляете, какими разнообразными талантами-умениями должен обладать актёр, который играет роль Корчака? Он должен быть пластичным, искушённым в драматическом искусстве, умелым кукловодом, легко перевоплощаться в каждую новую куклу, появляющуюся по сюжету (Марии, Ангела, Ирода, Звездочёта…), говорить то мужскими, то женскими голосами, петь колыбельную, а главное, памятуя о высокой своей нравственной миссии, всё время держать зал во внутреннем напряжении. Именно таким незаурядным артистом являлся Шарль Фоерберг. Не случайно он приезжал в театр за полтора-два часа до спектакля, чтобы настроиться на ту особую лирическую волну, на то щемящее душу состояние, которое потом эмоционально пронзает зрителей в зале, заставляя их тайком вытирать слёзы.

          В одном из интервью (кажется, в «Российской газете») ему задали вопрос: «Вам трудно играть этот спектакль?» Ответ был: «НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО. Когда я выхожу на сцену, у меня сердце разрывается…»

          17 октября 2013 года  в Российском центре науки и культуры в Киеве в рамках театрального фестиваля «Блуждающие звезды» состоялся один из последних показов моноспектакля  Шарля Фоерберга «Всё будет хорошо». А 13 сентября 2014 года после окон­ча­ния Все­укра­ин­ско­го фе­сти­ва­ля те­ат­ров кукол «Пре­мье­ры сезона» по дороге домой актёр умер в такси от сердечного приступа…

          Говорят, человек жив, пока его помнят. Шарля Фоерберга помнят его родные и близкие. Помнят коллеги и всё «кукольное братство».  Помнят зрители, которым посчастливилось видеть его спектакли. Помнят куклы… Имя актёра Шарля Фоерберга вписано в историю Донецкого театра кукол, в котором начиналась его актёрская биография.  В одном из буклетов бережно хранится автограф артиста – объяснение в любви своему первому театру:          

"Донецкий театр кукол!
Сколько всего «впервые»!
Первый главный режиссёр!
Первый ребёнок – любимая дочка Ирина!
В Донецке я стал артистом.
Бесконечная, неисчерпаемая моя любовь и благодарность!
Если бы всё начать сначала!
Если бы?!"»