Сегодня, 21 марта, в Международный день театра кукол предлагаем вниманию читателей портала «Культура Донбасса» интервью с режиссёром-постановщиком, художественным руководителем Московского театра кукол, теней и актёра «Отражение» Борисом Чернышовым, который находится сейчас в Донецке. Это разговор о творческой давней дружбе двух театров, о том, что театр – живой организм, об удивительной профессии кукольника, предстоящей премьере и многом другом.

Несмотря на трудное время, которое мы переживаем, Донецкий республиканский академический театр кукол не отступает от своих творческих планов, верит в скорую встречу со своими зрителями – не только юными, но и взрослыми. Не прекращается работа донецких артистов над спектаклем для взрослых «Безымянная звезда»  румынского писателя Михаила Себастиана, над постановкой которого работает Борис Львович.  

я Борис

ОТ МАРКА ШАГАЛА ДО БЕЗЫМЯННОЙ ЗВЕЗДЫ

                                                                Театр – целая планета

                                                                 И «Отраженье» наших дней.

                                                                 Цирк… Марк Шагал… Театр теней…

                                                                 О сколько музыки и света!

- Борис Львович, ваш театр «Отражение» часто сравнивают с планетой, притягиваФото Полунинющей спутники…

- Я против таких сравнений.  Неважно, кто кого притягивает.  Я за равноправие в творчестве: каждый театр, режиссёр, артист – это особый мир и главное, чтобы в творческом содружестве было взаимное притяжение.

 

- Хорошо, что наши орбиты пересеклись в 2015 году. Это было в Москве, на фестивале «Рыжее настроение». Почти 7 лет назад. У нас тогда уже шла война, но помнится, при первом же общении  Вы сказали, что готовы приехать в Донецк. Причём сказали это без раздумий и колебаний – вдруг.

- Как говорит мой учитель Вячеслав Полунин, все хорошие дела получаются вдруг. Мы принимаем близко к сердцу всё, что происходит в Донецке. Мы были у вас на Первом Донецком фестивале театров кукол в 2017 году. Потом мне доверили две постановки. Здесь живут близкие по духу люди. За время дружбы с донецкими кукольниками их стало намного больше…

Фото Рыжее настроение

- И это не считая донецких зрителей, которые посмотрели поставленные вами спектакли «Калинка-Малинка» и «Спящая красавица». В этот свой приезд вы привезли с собой спектакль «Странный цирк Марка Шагала», который успешно прошёл для дончан в недавно открытом малом зале. Расскажите, как родилась идея этого яркого необычного спектакля.

- Начну с того, что мои любимые художники – Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Марк Шагал. В своё время мне посчастливилось увидеть спектакль «Огонь надежды», созданный по картинам Пикассо известной эстрадной кукольницей, народной артисткой России Мартой Цифринович, которую я считаю своим учителем.  Спектакль произвёл на меня огромное впечатление, и это сыграло свою роль в размышлениях о Марке Шагале. Плюс сошлись ещё несколько моментов. Во-первых, мне всегда хотелось поставить спектакль без слов. Во-вторых, цирк – это нарушение всех законов гравитации для всех людей. В-третьих, театр теней даёт техническую возможность отразить тему полёта.

- Да, свобода летать – главная тема творчества Марка Шагала…

- Это главная тема его жизни!  Жил в полёте и умер в полёте.  Он ведь родился, можно сказать, мёртвым, к тому же, в тот день 7 июля 1887 года окраина Витебска была охвачена пожаром, и кровать с матерью и младенцем переносили с места на место, чтобы спасти. Это всё описано в его автобиографии «Моя жизнь». А умер – лифт оборвался.

- Вы вспомнили Марту Цифринович как своего учителя.  Старшее поколение помнит по телепередачам её яркие выступления с куклами. А вот тем, кто помоложе, будет интересно услышать от вас, какой была эта известная кукольница, яркая личность с непростой судьбой.

- Да, судьба ей выпала действительно непростая. В 1937 году репрессировали отца. Забрали и мать. 13-летняя Марта в отчаянии каждый день писала письма Сталину с просьбой освободить родителей. И случилось чудо: пришёл ответ, что дело матери пересмотрено. А вскоре мать освободили. Отца к тому времени уже расстреляли…

Фото Марта

В своё время каждое появление на «Голубом огоньке» её кукольной героини Венеры Михайловны Пустомельской с пародийными миниатюрами на  разные явления современной жизни было событием. Считаю подарком судьбы личные встречи с Мартой Владимировной. Каждая минута общения с ней была как глоток воды в пустыне. Вечера за чашкой чая у неё дома были лучше любых мастер-классов. Сколько интересного она рассказывала о себе, о куклах – многое вошло в её книгу…


- Это замечательная книга! Благодаря вам, она есть в нашем театре и каждый  желающий может её прочесть. Одно название чего стоит: «У кукол всё как у людей».

- Можно продолжить: «У кукол всё как у людей: сложно, трудно, но интересно!»

- А вот интересно, как вы пришли в свою профессию?  Обычно в детстве спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» Вам задавал кто-нибудь такой вопрос?

- В детстве? Не припомню. А вот когда мне было 22 года, в передаче «Спокойной ночи, малыши!» я играл Хрюшу. Среди участников был известный детский поэт Валентин Берестов. Наблюдая за моей игрой, он-то и задал мне вопрос: «Как Вы докатились до такой жизни, и кто в этом виноват?»

- И что Вы ему ответили?

- Ответил прямо: «Вы виноваты!». И объяснил, что с детства читал его стихотворение «Кукольный театр», которое на меня повлияло,  а в подтверждение прочёл наизусть:

Из бумажного куля
Можно сделать короля.
Уверяю вас, король
Хорошо сыграет роль.

- Театр кукол часто называют «странным жанром».

- Мне не нравится это определение. По-моему, театр кукол – удивительный жанр, но не странный.


Главная цель  Вашего приезда в Донецк – постановка спектакля для взрослых «Безымянная звезда». Пожалуйста, расскажите немного об авторе пьесы.

- Михаил Себастиан, известный румынский писатель – прозаик, драматург, эссеист.  Автор дневников, ставших одним из памятников эпохи, которые приравнивают к дневникам Анны Франк. Так совпало, что в этом году исполняется 115 лет со дня его рождения.

ЯЯ Себастиан

- Сейчас «Безымянная звезда» идёт во многих драматических театрах, и фильм по ней снят.

- Мы не конкурируем с фильмом. В фильме разыгрывается сюжет о несчастной любви, где главный герой утверждает, что «ни одна звезда никогда не отклоняется от своего пути». А  мы хотим создать другую историю, чтобы зритель ушёл со спектакля с надеждой и желанием  изменить свою судьбу к лучшему.


- Непростая задача для кукол…

- Ставить границы кукольному жанру бессмысленно.  Не должно быть только двух моментов скучного и пошлого. Всё остальное – пожалуйста. В кукольных театрах идут «Гамлет», «Макбет»… Скажу больше, все жанры вышли из театра кукол. А многие выдающиеся писатели нашли свои сюжеты и героев именно в театре кукол – Гёте, Сервантес, Дюма, Мольер… Кукольный жанр изначально был всеобъемлющ. Он органично соединяет в себе трагическое и смешное.

- «Безымянная звезда» приближается к премьере. А взрослые зрители идут в театр кукол в предвкушении каких-то неожиданностей…

- Будут неожиданности. Спектакль идёт в сопровождении оркестра театра. Куклы неожиданные и много всего того, что можно увидеть только в театре кукол.

- Каким вы увидели наш театр сегодня?

- Театр – живой, развивающийся организм. Без развития театр превращается в учреждение по осваиванию денег. Мне кажется, в Донецке происходит нормальное развитие организма. Публику сегодня заинтересовать непросто. Поэтому нужно идти в ногу со временем. Только время у каждого своё. Мне кажется, что донецкие кукольники на правильном пути.

- Что Вы скажете об актёрской труппе театра? Можете дать творческую характеристику?

- Я всегда говорил о высоком профессионализме, исключительной работоспособности донецких артистов. Сейчас труппа пополнилась молодыми актёрами. 

А характеристика одна: родные люди. Часто бывает, что общение с театром ограничивается одной постановкой. У нас получилось иначе. Захотелось встретиться ещё и ещё.  Сейчас мы уже приезжаем к вам, как домой. У нас – душевные отношения, дружба, основанная на доверии. Спектакль без доверия невозможен, если он для истории, а не для галочки.

- Доверие к артистам или к режиссёру?

- И то, и другое. С обеих сторон. Я знаю ребят, они чувствуют, что мне нужно. Мы знаем, что нам нужно друг от друга. Я даю артистам свободу. Можно сказать, у нас – некий джаз, импровизация, квадрат, в рамках которого играть. Я ставлю задачу, а не рисую схему. Нам нужен итоговый ответ, к которому мы должны прийти, а какими путями – решать артисту. Пусть предложит несколько вариантов – мы вместе выберем лучший.
Таким же образом строятся наши отношения с художниками, композитором, балетмейстером, мастерами кукол…

- Ваши пожелания донецким коллегам и зрителям?

- Мира! Как можно скорее окончательного мира!  Коллегам желаю успешной премьеры, зрителям - до встречи в театре! 

Руководитель литературно-драматургической части
Донецкого республиканского академического театра кукол
Светлана Куралех