17 декабря 2021 года на Большой сцене МДТ имени М.М. Бровуна происходило всё по законам настоящего музыкально-драматического театра: было много песен, танцев, юмора, действие развивалось стремительно и динамично, поэтому зрители не могли сдержать своих эмоций, и аплодисменты то и дело звучали по ходу спектакля. Именно так прошел премьерный показ музыкальной канители «Дурь», которую поставил заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий.
Литературная основа – это пьеса Николая Некрасова «Осенняя скука», написанная в 40-х годах 19 века. Постановка Донецкой муздрамы приурочена к 200-летию со дня рождения русского поэта, прозаика и публициста и к Году русской культуры в Донбассе.
Инсценировку классического произведения сделала Анна Цыбань. Сохранив авторский текст, она мастерски внесла в канву тонкие актуальные акценты, заодно перенеся место действия из русской деревни в ресторан «NEKRASOV» на Брайтон-Бич, по ходу осовременивая и вид деятельности персонажей. Художник-постановщик, заслуженный работник культуры ДНР Руслан Фадиенко воссоздал копию заведения с популярными витражами для русскоязычного населения Америки. Главный хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины Татьяна Пащук разбирала с артистами вокальные партии. А музыкальным оформлением занимался главный дирижер Юрий Квасница. Василий Маслий, уже успешно знакомивший зрителей с закулисьем театра, в этом спектакле предложил побывать в закулисье ресторана и узнать, что происходит там за несколько часов до открытия.
В спектакле появились коммерческий и арт-директора, охранник и бухгалтер. Казалось бы, неизменным, по-некрасовски остался нрав Сергея Сергеевича Ласукова, который в донецкой постановке стал хозяином заведения. Он ведет себя как настоящий самодур, гоняет сотрудников, придумывая им нелепые задания и поручения. И как истинный русский томится от вечных неразрешимых вопросов: «Что делать?» и «Кто виноват?». Виноватыми в скуке и безделии становятся все по очереди, впрочем, не слишком переживая по этому поводу. Хозяина легко умилостивить танцем и песней, которые исполняют в сопровождении живого оркестра, вокалистов и официантов – артистов балета театра. Кстати, впервые за долгое время в качестве балетмейстера выступил сам режиссер Василий Маслий. Также впервые на сцене муздрамы звучит шансон: песни Любови Успенской, Михаила Шуфутинского, Александра Розенбаума, Михаила Бублика, Вилли Токарева и других.
«Спектакль получился в лучших традициях нашего театра. Здесь полное наполнение того, что мы называем музыкально-драматическим спектаклем. Очень хорошая драматургическая основа, яркие танцевальные номера и разнообразный песенный репертуар придают всему этому действу зрелищности. С уверенностью можем сказать, что знаем, как бороться со скукой. И, думаю, в период новогодних праздников доставим нашим зрителям множество приятных моментов», - отметила генеральный директор-художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Волкова.
В спектакле задействован звездный состав муздрамы: народный артист ДНР Владимир Швец, заслуженные артистки ДНР Анна Якубовская и Елена Мартынова, заслуженный артист Украины Руслан Слабунов, артисты – Максим Селиванов, Павел Бодров, Михаил Бовдуй, Константин Банников и Виктория Селиванова. Первую большую не вводную роль получил молодой актер Михаил Тонковид, который стал частью коллектива муздрамы в этом сезоне.
Также стоит отметить тех, кто на протяжении двух часов находился на сцене и не выходил из своих образов: артистов оркестра и вокалистов. Их живая реакция, участие в происходящем заслуживают наивысшей оценки. Отдельно нужно сказать об Алексее Аносове, который, помимо исполнения музыкальных номеров был своеобразным речевым навигатором постановки.
Так называемая четвертая стена практически отсутствовала. Со сцены то и дело апеллировали к залу, просили помощи, советовались. У зрителей появлялось ощущение того, что они действительно посетители ресторанчика и не просто свидетели, а и участники происходящего. Несмотря на абсолютную некамерность пространства Основной сцены и зала, постановщикам удалось создать эффект некой семейной близости и доверительности. Было очевидным, что все участники действа получают от него удовольствие, актеры импровизировали, а публика поддерживала их. Финал спектакля оказался неожиданно лирическим и расставил все на свои места.