В День славянской письменности и культуры ежегодно в Москве на Красной площади проходят праздничные мероприятия, организованные Министерством культуры Российской Федерации, Русской Православной Церковью и Правительством Москвы. В 2022 году концерт прошел 24 мая. В официальной части мероприятия традиционно принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В программу концерта, прямую трансляцию которого проводил телеканал «Россия-Культура», вошли произведения классической музыки выдающихся российских композиторов в исполнении Российского национального молодежного симфонического оркестра и музыкантов ведущих театров страны и мира.
Солист Донбасс Оперы Максим Алексейчук был лично приглашен для участия в концерте в таком значимом праздничном мероприятии. Максим уже вернулся из Москвы и с удовольствием поделился своими впечатлениями от участия в таком важном в его жизни концерте. А также немного рассказал о том, как стал артистом, поскольку зрителей часто интересует, откуда они берутся, эти загадочные и талантливые люди.
- Максим, расскажите, как классическая музыка стала частью Вашей жизни и Вашей профессией?
- Мой путь был предопределен, поскольку мои родители музыканты. Я учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Затем окончил дирижерско-хоровой факультет музыкального училища. В консерватории я прослушался у народного артиста Украины Геннадия Георгиевича Каликина и пошел учиться на подготовительный курс. В это время ушел из жизни Геннадий Георгиевич, и уже на первый курс консерватории я поступал в класс заслуженного артиста Украины Юрия Петровича Алексейчука. Все давалось непросто. Но мне нравился процесс роста.
- Какая Ваша любимая партия из опер русских композиторов?
- Они у меня все любимые. Это музыка великих русских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Глинки, которая представляет собой вершину музыкального искусства. Это то, во что хочется окунуться, и чем хочется наслаждаться.
- А если говорить о западноевропейских композиторах. Что хотелось бы исполнить? О чем мечтаете?
- Из мировой оперы меня очень привлекает опера «Набукко» Дж. Верди. И мне бы очень хотелось исполнить партию самого Набукко. А что касается мечты, то самое главное, чтобы был Мир! Даст Бог, будет мир, тогда будем продолжать развиваться.
- А теперь о самом главном – о концерте в Москве. Скажите, какими были Ваши эмоции, когда Вы узнали об участии в концерте?
- Конечно, я обрадовался, но сразу представил, какая это ответственность. Это очень важное мероприятие и принимать в нем участие очень почетно, поэтому готовился к нему со всей серьезностью.
- Как Вы готовились к выступлению? Произведение выбирали сами?
- Сначала организаторами концерта планировалось, что я исполню романс «Гори, гори, моя звезда» П. Булахова. Но потом программа была изменена, и мне предложили исполнить арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Этой оперы нет в репертуаре нашего театра, однако ранее я уже пел арию «О, поле, поле» у нас в театре в спектакле «Кто Вы, Пушкин?» и готовился спеть ее и сейчас в Москве. Но режиссер концерта Сергей Цветков позвонил мне, объяснил концепцию концерта и назвал арию «Дай, Перун, булатный меч». Когда-то я пробовал ее и она у меня не получалась так, как мне хотелось. У меня уже было в мыслях отказаться от исполнения этой арии в Москве, но я решил еще раз попробовать. Спел от начала до конца, прослушал свою запись и понял, что она получается. Видимо, пришло время. Мой отец-педагог прослушал, одобрил. Запись была отправлена в Москву и там ее утвердили. После этого я воодушевился, поверил в себя и решил рискнуть. Стал усиленно готовиться и на работе, и дома. Даже жена и дети уже знают арию Руслана.
- Номер несколько раз менялся. Сколько времени было на подготовку окончательного номера?
- На подготовку арии «Дай, Перун, булатный меч» у меня было чистыми 12 дней. За это время нужно было все впеть. Главный дирижер нашего театра Юрий Парамоненко выписал мне репетиции с дирижером Сергеем Дубницким. Мы сначала пели с концертмейстером Ниной Ильиной под фортепиано, а затем еще были репетиции с оркестром. Мне это очень помогло. Спасибо всем большое.
- Что представляет собой Ария Руслана? Что в ней интересного, показательного? Какие сложности?
- Ария Руслана – это сложнейшая развернутая оперная вокальная композиция, в которой композитором ярко показан музыкальный портрет героя. Она состоит из двух частей, первая – медленная, спокойная, задумчивая, а вторая – подвижная, можно даже сказать виртуозная. Сложность арии заключается в ее тесситуре – она как низкая, так и высокая. Оркестровка очень плотная и ее нужно «пробить» голосом.
- Максим, в театре, в основном, когда Вы поете, оркестр находится в яме перед Вами, и Вам нужно его, как Вы говорите, «пробивать». А в Москве оркестр был за Вами. Сложности были?
- Конечно, желательно видеть руку дирижера. И на первой репетиции я попробовал стать прямо и только слушать оркестр, петь, не видя дирижера. Потом я стал в пол-оборота и видел дирижера. Так было лучше, увереннее как-то. Хотя техническое оборудование было на высочайшем уровне. Подзвучка, микрофоны, камеры. Все отлажено. Супер!
- Как проходили репетиции в Москве? С кем?
- В Москве было три репетиции. В первый день, 22 мая, мы репетировали с дирижером Алексеем Рубиным в зале имени Сергея Рахманинова. Мы прошли арию два раза, проверили темпы. Затем, 23 мая, репетиция была на Красной площади также с Алексеем Рубиным. Я немного волновался, нужно было поберечься для самого концерта. В день концерта репетиция проходила уже с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Мы прошли арию один раз.
- С кем Вы выступали? Был ли у Вас ранее опыт работы с Валерием Гергиевым?
- Я пел с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром под управлением народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева. Это потрясающий дирижер. Он прекрасно чувствует каждого артиста, с ним очень комфортно работать. Ранее у меня не было такого опыта, поэтому это так важно, ценно и ответственно для меня.
- В праздничном концерте участвовали всего четыре солиста и Вы среди них. Какие были ощущения?
- Конечно, было очень интересно и волнительно. Мне выпала честь выступать на одной сцене с мировыми оперными звездами – Хибла Герзмава, Агунда Кулаева, Ильдар Абрдазаков. А еще всемирно известный пианист Денис Мацуев и Лев Бакиров. Ощущения потрясающие. Это было здорово и мне очень понравилось.
- В день концерта в Москве было очень холодно. Все были тепло одеты. И для вокалиста выступать в таких условиях сложно и даже рискованно. Как Вы готовились к выступлению – чай, леденцы или что-то еще?
- Да, в этот день в Москве резко похолодало. Самое главное для меня было – это настрой. За кулисами, конечно, я был в куртке и был теплый чай, а когда я вышел на сцену, то холода уже не чувствовал, я погрузился в арию, думал об образе и ничто меня уже не отвлекало.
- Как Вам помогал Ваш отец-педагог? Где он находился во время Ваших репетиций и во время концерта?
- Отец оказал мне огромную поддержку. Если бы не он, то я, наверное, не пел бы вообще. Он меня распевал. Во время репетиций он был то в зале, то рядом со мной. Он снимал репетиции на видео, чтобы потом проанализировать и учесть замечания, пожелания и комментарии дирижера. Это очень важно и я ему за это благодарен. Да и вообще ощущение поддержки родного человека, семьи придает сил.
- А как реагировали Ваши дети, увидев Вас по телевизору?
- Дети меня очень поддерживали – и сын, и дочь. За это время они тоже выучили мою арию, а двухлетняя дочь Лизочка, как мне сказала супруга, даже пела со мной арию Руслана – я на Красной площади, а она дома перед телевизором. Это очень мило. Конечно, вся семья волновалась и была за меня рада.
- Отличается ли зритель московский от донецкого?
- Я бы так не сказал. Публика везде хороша, когда работаешь с душой. А музыка нас всех объединяет.
- Какой опыт Вы получили от этого выступления?
- Участие в подобных масштабных мероприятиях дают колоссальный опыт. Они заряжают и дают силы. Очень рад, что с Божией помощью у меня получилось выступить. Искренне благодарю всех причастных к организации моего участия в этом концерте ко Дню славянской письменности и культуры.
Выступление Максима было достойным и смелым. Наш солист был органичным в концертной программе, предложенной режиссером и дирижером. Мы искренне за него рады. И рады, что Донбасс прозвучал на всю Красную площадь! Браво, Максим!