Традиция требует, чтобы в масленичную неделю нарядные молодожёны выезжали в расписных санях и наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с ледяной горы.
Вот не с гор на гору снеги сыплют,
Снеги сыплют, люли, снеги сыплют.
На меня, молоду, свекор смотрит,
Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.
«Хороша была у девицах,
У девицах, люли, у девицах,
Теперь хуже того в молодицах,
В молодицах, люли, молодицах!»
На меня, младу, свекровь смотрит,
Свекровь смотрит, люли, свекровь смотрит.
«Плоха была у девицах,
У девицах, люли, у девицах,
Хуже того в молодицах,
В молодицах, люли, в молодицах!»
А вот в субботу молодая невестка приглашала своих близких (родных, подруг) к себе. При этом, отличался «состав гостей», например, если её золовки были ещё в девушках, невестка сзывала своих подруг-девиц.
Угодить золовкам молодой невестке было непросто, ведь недаром говорит русская пословица: «Золовка хитра на уловки», «Золовки – колотовки, побей головки», но традиции нарушать было нельзя!
Если золовки были замужем, тогда приглашалась вся замужняя родня со всем «поездом», при этом новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками: как говорится, «подарки любят отдарки». Приём родни – дело непростое.
Про «доброту» родни по отношении к невестушке существует отдельная присказка: «Невестушка, полно молоть, отдохни – потолки»… Так что перед родней нельзя было ударить лицом в грязь, известное дело – «гость немного гостит, да много видит».
Собираются родственники за общим столом, угощаются, развлекаются… Как говорится, «Весело время пройдёт, да что в рот попадёт», «Будет роток – будет и кусок», приговаривали гости, а на Масленицу, ясное дело, было чем полакомиться.
Не только в простых крестьянских семьях, но и в дворянских свято чтили народные традиции. А.С. Пушкин, рассказывая о семье Лариных, в знаменитом «Евгении Онегине» пишет:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...
У детей в субботу главным развлечением было строительство снежного городка. Его строили на реках, прудах, на полях, строили с башнями, воротами. Потом «строители» делились пополам: одни охраняли городок, другие должны были с боем его разрушить. В этой игре с удовольствием принимали участие и взрослые. После взятия городка начиналось всеобщее веселье, затем с песнями все расходились по домам. Особенно хорошо переданы азарт, удаль русских людей, их стремление во что бы то ни стало разрушить снежный городок, как последнее пристанище зимы, в известной картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Однако суббота это и «проводы» – проводы разгульного, весёлого народного праздника:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настаёт великий пост.
На деревне всё приели,
Подают селёдки хвост!
За субботой наступит воскресенье – «прощёный день», когда народ устраивал особые проводы для Масленицы, которые в разных регионах отличался своими традиционными действами и колоритом.