В преддверии Дня студента артисты Донецкого театра кукол делятся опытом участия в театральных лабораториях, размышляя о непрерывном образовании и будущем профессии.
В современном театре, особенно таком специфическом, как театр кукол, диплом об окончании учебного заведения – лишь начало долгого (если не бесконечного) пути самообразования. В канун Дня студента мы собрались за «круглым столом» в Донецком театре кукол с артистами, беспрестанно повышающими свою профессиональную квалификацию: Татьяной Чалой, Константином Гамяниным и Алевтиной Шимановой.
Виталий: Лаборатории, форумы и прочие образовательные проекты в которых вы столь активно принимаете участие – почему они так важны для вас лично и для театра в целом?
Алевтина: Для меня это – глоток свежего воздуха, творческое открытие! Это поиск идей, возможность раскрыть себя с неожиданной стороны и понять, на что ты на самом деле способен. Встречи с единомышленниками из других городов, обмен опытом – это всегда прорыв привычных границ. Сидя на одном месте, легко «забронзоветь», взгляд затуманивается. А после хорошей лаборатории открывается второе дыхание! Я возвращаюсь в театр заряженной на 200 процентов, полной энергии, чтобы творить, экспериментировать и совершенствоваться.
Виталий: Если говорить о качествах современного артиста-кукольника… Без чего сегодня в профессии не обойтись?
Константин: Первое и необходимое – это внутренний двигатель, стремление к постоянному саморазвитию и совершенствованию. Мир театра кукол не стоит на месте: появляются новые материалы, технологии, направления. Если артист перестаёт интересоваться этим, его мастерство зачерствевает. Профессия требует любознательности каждый день.
Татьяна: Я бы ещё добавила эмпатию. Сильные, податливые руки, развитое воображение, умение видеть «глазами зрителя» – всё это инструменты. Но они будут пресными без способности переживать и проживать жизнь персонажа в заданных обстоятельствах. Кукла становится проводником наших чувств. И если артист внутри пуст, не сопереживает, то и кукла будет пустой, какой бы виртуозной ни была техника.
Виталий: Через лаборатории вы напрямую соприкасаетесь с современными тенденциями. Что из увиденного и опробованного вами кажется самым важным и перспективным для театра кукол?
Алевтина: Для меня это однозначное развитие беби-театра – спектаклей для зрителей 0+. Это относительно новая форма, с которой не все театры готовы экспериментировать. Хотя сегодня театр кукол активно работает и для взрослых, его особая миссия – говорить с самыми маленькими. Мы единственный вид театра, который так органично способен создавать спектакли 0+. Эта форма должна быть в афише каждого театра кукол как знак его современности и социальной осознанности.
Константин: Я вижу большой потенциал в сочетании различных систем кукол в рамках одного спектакля. Сейчас всё более востребована гибкость, умение свободно расширять палитру выразительности. Это делает искусство театра богаче и интереснее для зрителя любого возраста.
Виталий: Все вы – выпускники Донецкого колледжа культуры и искусств. Насколько колледжу удалось подготовить вас к этой профессии?
Константин: Колледж дал крепкую, существенную базу. Теоретические знания всегда подкреплялись практикой: постоянные выступления, участие в республиканских мероприятиях. Это приучило к дисциплине, вдумчивой работе с материалом и главное – к ответственности за качество исполнения каждой роли. Это тот самый надёжный фундамент, без которого нельзя было бы начинать строить что-то основательное.
Виталий: Случалось ли, что после участия в лаборатории вы начинали иначе смотреть на роль, которую играли уже много лет?
Татьяна: Безусловно! Роль, которая кажется давно «сделанной» и отточенной, может перевернуться с ног на голову после погружения в новую методологию. Так же и с пьесами в целом. Например, после интенсивной работы в Вахтанговской школе, где мы скрупулезно, «по строчкам», разбирали «Маленькие трагедии» Пушкина, я совершенно по-новому взглянула на нашу «Сказку о рыбаке и рыбке». Открылись новые смысловые пласты, психологические нюансы персонажей. Это как получить новый ключ к давно знакомой двери.
Виталий: И в завершении нашей беседы, давайте немного пофантазируем! Если бы у вас была возможность создать собственный образовательный или лабораторный проект, о чём бы он был и для кого?
Татьяна: Поэтическая лаборатория! Для участников, скажем, от 12 до 40 лет. Суть – не просто чтение стихов, а глубокий, точный разбор биографии и творчества одного автора или целой эпохи. С обязательным выводом на материал сегодняшнего дня. Мне кажется, это могло бы увеличить интерес к поэзии, и «вывести» её на сцену. Потому что за стихотворениями – живые, очень интересные люди. Они любили, страдали, переживали из-за плохой погоды или ссоры… Важно показать, что поэзия – не музейный экспонат, а отражение вечных человеческих чувств, актуальность которых не должна уменьшаться.
Алевтина: А я бы сфокусировалась на самом юном зрителе. Мой проект назывался бы «Работа артиста в спектаклях 0+». Работа в беби-театре – это высший пилотаж, требующий особых навыков. Такой проект позволил бы артистам погрузиться в специфику этой формы: научиться понимать стадии психологического и интеллектуального развития ребёнка, исследовать его личность через игру. Это очень важно – говорить с малышом на его языке, быть чутким проводником в мир театра.
Виталий: Спасибо вам за этот честный и вдохновляющий разговор. Ваши размышления и творческий путь в целом – лучшая иллюстрация к формуле «артист = вечный студент». Диплом даёт право выйти на сцену, а вот право оставаться на ней, быть интересным и современным, приходится завоёвывать каждый день через саморазвитие, любознательность и смелость пробовать новое. Пусть это стремление никогда вас не покидает. Именно такое отношение – быть вечным учеником у жизни и искусства – и делает артиста настоящим мастером. С наступающим Днём студента вас и всех, кто продолжает оставаться открытым к познанию нового!
С артистами беседовал
руководитель литературно-драматургической части
Донецкого театра кукол
Виталий Маринков