Едва ли не каждый, даже далёкий от танцевального искусства обыватель на вопрос о том, кого из выдающихся хореографов он знает, ответит: «Игорь Моисеев». Этому человеку выпала уникальная судьба, долгая жизнь и огромная слава, заслуженная величайшим трудом. Сегодня, 21 января, исполняется 120 лет со дня его рождения.

Игорь Моисеев был действительно танцовщиком от Бога – самородок, единственный сын адвоката и модистки, откуда-то свыше получивший свой уникальный творческий дар. Отец отвёл сына-подростка в частную балетную студию неподалёку от дома вовсе не ради блестящей хореографической карьеры, а из сугубо практических соображений – чтобы уберечь сына от «тлетворного влияния улицы» и улучшить ему осанку. Но с первых же занятий обнаружилось, что у мальчика неординарный талант, и преподавательница лично отвела Игоря в балетную школу Большого театра. После её окончания Моисеев был принят в его труппу, спустя несколько лет стал солистом и одновременно начал работать балетмейстером. На тот момент ему было 24, по тем временам – неслыханная дерзость. Считалось, что делать постановки дозволено только танцовщикам, которые уже не могут выходить на сцену. Но судьба уготовала ему путь гораздо шире и почётнее, чем даже этот.

В 1937 году Игорь Моисеев, которому на тот момент было чуть за тридцать, создаёт первый в стране профессиональный государственный ансамбль народного танца (с 2007-го носит его имя), главной сутью творческой деятельности которого было отображение на сцене всего многообразия фольклора народов СССР. Соединив грамоту классического танца с фольклором, балетмейстер создал новый жанр, ранее не входивший в перечень видов хореографического искусства – жанр народно-сценического танца. Сам Моисеев называл его пластическим портретом народа, немой поэзией и зримой песней. «Раньше народным танцем занималась только самодеятельность, а мы из него сделали искусство в полном смысле академическое», – подчёркивал мэтр.

Созданием своего коллектива Игорь Моисеев положил начало процессу появления ансамблей народного танца по всему Советскому Союзу, в рамках которого в конце того же 1937 года был создан и Шахтёрский ансамбль песни и пляски – нынешний ансамбль «Донбасс». Кстати, и создание в 1943 году первой в стране хореографической студии при Государственном академическом ансамбле народного танца (ГАНТ) – заслуга Моисеева. Так что своим появлением хореографическая студия ансамбля «Донбасс» также в определённом смысле обязана Игорю Александровичу и его новаторству в области танцевального искусства. К слову, на одном из фестивалей студийцы «Донбасса» имели честь познакомиться с внуком мэтра Владимиром Моисеевым – балетмейстером, создателем Русского национального балетного театра, который отметил воспитанников студии «Донбасса», подчеркнув их силу духа и преданность любимому делу.

Игорь Моисеев «болел» танцем всегда и везде, и даже на досуге собирал марки, посвящённые танцам и костюмам разных стран мира. Именно «моисеевцы» первыми из танцевальных коллективов попали в 1955 году на гастроли в капиталистическое зарубежье: Париж, Лондон, а чуть позже – и за океан. После дебютного выступления в США одна тамошняя газета написала: «Артисты – несомненно, работники КГБ, натренированные на то, чтобы иметь такой успех». Другая парировала: «Если у них чекисты так танцуют, то как должны танцевать настоящие артисты?..».

Легендарный хореограф прожил более 100 лет, удостоившись едва ли не всех возможных на своём поприще наград и званий и оставив после себя грандиозное наследие. К постановкам он относился едва ли не с научной скрупулезностью: «пытал» исследователей, просиживал за пособиями в библиотеке... В его квартире в Доме на набережной было больше 5000 книг по искусству. Готовя новые номера, участники коллектива ездили в фольклорные экспедиции по всему Союзу. Труппа изучала исчезающие песни, танцы и обряды, а затем творчески интерпретировала их и включала в свою программу. За 70 (!) лет руководства созданным им ансамблем Игорь Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы ещё в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами. В 2015 году Указом Президента Российской Федерации ансамбль Моисеева был отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Определённое отражение творческое наследие Игоря Моисеева нашло и в репертуаре ансамбля «Донбасс»: при постановке номера «Моряки Азовской флотилии» – одной из визитных карточек коллектива – образцом послужили сценическая манера и чёткость исполнения легендарного «моисеевского» номера «Яблочко».

Интересные факты из жизни великого балетмейстера:

✔ Игорь Моисеев, помимо филателии, с юности имел большую страсть к шахматам – говорят, он играл в любую свободную минуту. По словам танцовщика, они были для него средством эмоциональной разрядки: «Играя, я отключаюсь, экономлю нервные клетки».

✔ Иосиф Сталин любил ансамбль и лично распорядился подобрать для «моисеевцев» помещение для репетиционной базы (на одном из кремлевских приемов худрук обмолвился, что репетировать приходится на лестничной площадке). Так ГАНТ получил дом над строящейся станцией метро «Маяковская», позже ставший Концертным залом им. Чайковского.

✔ На своём долгом жизненном пути Игорь Моисеев охватил огромную эпоху и её легенд. Он играл на бильярде с Маяковским, дружил с Ираклием Андрониковым. Восторженная Марлен Дитрих после выступления ансамбля в Нью-Йорке попросила разрешения поцеловать советскому хореографу руку. А Морис Бежар признавался, что не стал бы Бежаром, если бы не Моисеев.

✔ В 95-летнем возрасте Моисеев ещё показывал сложнейшие па танцовщикам, которые пытались заверить мэтра, что «выполнить это невозможно». Никогда не пил, не курил и мог есть всё – правда, не позже 18 часов. При этом неизменно вспоминал Конфуция: «Всё хорошо в меру». А в конце жизни признавался: «Такое ощущение, что ещё не всё сделано…».