Композитор Антон Бессонов рассказывает о том, как и благодаря чему в Донецком театре кукол звучит новогоднее настроение

 В ожидании самого волшебного праздника Донецкий академический театр кукол готовит сразу два подарка для зрителей всех возрастов. На основной сцене — классическая, но неизменно актуальная история «Морозко» (6+), а в уютном малом зале — камерный бэби-спектакль «Что такое Новый год?», который откроет тайну праздника самым маленьким. И немалую роль в этом волшебстве играет та сила, что ведёт за собой эмоции, рисует характеры и превращает сцену в живой мир. Сила музыки.

 Дирижёром этой невидимой, но совершенно необходимой магии уже восьмой год стоит Антон Бессонов — заведующий музыкальной частью и композитор почти всех постановок театра. Этим летом он приобрёл ценный опыт в программе #СВОяМузыка2025 арт-кластера «Таврида» (г. Судак), где успел поработать и как продюсер, и как эксперт, но его главная лаборатория — здесь, где рождаются новогодние сказки. О том, как найти новый звук для старой истории, не напугать малышей и удивить самого себя, Антон рассказал в беседе с руководителем литературно-драматургической части театра Виталием Маринковым.

Виталий Маринков: Антон, для тебя как для композитора, который озвучил более полдюжины новогодних премьер, какая главная задача при сочинении музыки к новогодней сказке?

Антон Бессонов: Новогодняя сказка — такая же история, как и все другие. Музыка помогает создать настроение, раскрыть характеры, подчеркнуть драматичные моменты — в общем, всё, как всегда.

Есть, правда, одна важная особенность. Хотя в нашем театре новогодние истории всегда новые, и каждая последующая старается превзойти предыдущую — всё равно все эти истории об одном и том же празднике, рассказы одного и того же духа. Они, как ни крути, провоцируют меня, композитора, ходить по уже проторенным тропам.

А я как композитор люблю удивлять не только слушателей, но и самого себя. Хоть это и сложно: особенно, если хочешь удивить себя в позитивном ключе. Поэтому главная специфическая задача — создать такой материал, чтобы ему по-хорошему мог удивиться и я, его автор.

Виталий Маринков: «Морозко» — история известная едва ли не до каждой снежинки. Как найти для неё новый музыкальный язык? Стояла задача сделать её современной или подчеркнуть фольклор?

Антон Бессонов: Режиссёр Борис Чернышов, обозначив желание видеть музыку масштабной, в целом доверился моей интуиции. А обстоятельства подсказали ряд решающих ходов. В ответственный момент я остался без студии звукозаписи: старую в ходе ремонта демонтировали, новую ещё не сдали. Многие привычные методы — запись живых гитар, перкуссии — стали недоступны. Пришлось обходиться только компьютером.

Я, чуть погоревав, увидел в этом повод более пристально изучить обширные библиотеки звуков оркестровых и народных инструментов на моём ноутбуке. Так что в «Морозко» силён элемент современной «околосимфонической» киномузыки. Народные мотивы, конечно, тоже присутствуют. А ещё — там, где это уместно — много массивной, современно звучащей кинематографической перкуссии. Это я у себя на компьютере нашёл отличные библиотеки ударных, для использования которых наконец-то подвернулся подходящий повод. Не думаю, что я изобрёл новый язык, честно говоря. Я просто старался, как всегда, сделать настолько хорошо, насколько могу в предлагаемых обстоятельствах.

Виталий Маринков: А если перейти к камерному формату... «Что такое Новый год» — спектакль для самых маленьких. Это особый вызов? Какие принципы ты соблюдаешь, сочиняя для малышей?

Антон Бессонов: Те же, что и для аудитории постарше: стараюсь сделать всё настолько хорошо, насколько умею и успеваю. И внимательно прислушиваюсь к Алевтине Шимановой, режиссёру наших «малышковых» постановок. Она эту работу изучает целенаправленно. Пока что Алевтина не ставила передо мной каких-то совсем уж специфических задач, с которыми я бы не сталкивался в работе с постановками для подростков и взрослых. Единственное, она всегда просит избегать громких и резких звуков, чтобы ненароком не напугать малышей, пришедших на спектакль.

Виталий Маринков: А как и где ты ищешь вдохновение для «зимних» сюжетов? Работа ведётся в преддверии праздников или ты, как рачительный хозяин, готовишь сани летом?

Антон Бессонов: Как бы прозаично это ни звучало, в большинстве случаев вдохновение мне помогают искать режиссёры, подбрасывая треки-ориентиры. В нашем театре они относятся ко мне как к соавтору, а не как к биологическому аналогу нейросети: позволяют проявлять инициативу, доверяют моему индивидуальному авторскому видению.

Ну, а когда недостаёт вводной, в ход идёт самое разное легальное топливо. От музыки мировых звёзд до прогулок и посещения дорогих сердцу мест. Частенько помогает жена Оля, подсказывая «фишки» или участвуя в записях как вокалистка. Музыку к одному из свежих спектаклей, «Тени театра», мы вообще написали вдвоём! Оля придумала все вокальные мелодии, которые поют персонажи постановки.

О том, когда ведётся работа, я деликатно промолчу, чтобы не травмировать впечатлительных читателей. Скажу только, что, аки тот Кот Матроскин, каждый год говорю себе: вот, со следующего года я начну готовить сани летом. Увы и ах!

Виталий Маринков: У тебя есть личная новогодняя музыкальная ассоциация, с каким-то звуком или инструментом, например?

Антон Бессонов: Ага, с одной очень конкретной электрогитарой из моей коллекции. Наша семья подарила мне её к прошлому Новому году и ко Дню рождения. Инструмент волшебного цвета "blue sparkle". За год жизни со мной он с успехом поучаствовал в нескольких спектаклях. В ряде номеров «Морозко» вы его тоже услышите!

Виталий Маринков: Музыка в театре — не монолог. Насколько тесен твой диалог с художниками и артистами? Меняет ли он твои изначальные замыслы?

Антон Бессонов: Практики сверхплотного взаимодействия с художниками, к сожалению, пока не было. Я почти всегда стараюсь держать в уме эскизы, иногда прошу выслать их на почту. С артистами история другая. Мы довольно часто соучаствуем. Я, например, очень люблю записывать вокальные демо песен и, по мере своих способностей, стараюсь пропевать их «в образе». Случалось, артист брал на вооружение мои интонации.

Артисты, в свою очередь, иногда так удачно переиначивают что-то, что я охотно отказываюсь от своих идей в пользу их находок. Вообще, я в большинстве ситуаций уступаю, если артист просит изменить мелодию. Я-то песню написал и забыл, потому что пишу новую. А артисту со своим номером жить долгие годы. Так зачем же ему жизнь усложнять! Отвергаю только откровенно неудачные решения.

Виталий Маринков: По-твоему насколько в работе для детей важен контраст между звуком и тишиной? Пауза — такой же инструмент?

Антон Бессонов: Осознавая огромное значение пауз, я всё-таки понимаю: дай мне волю, я бы чуть ли не каждую свободную секунду в спектакле насытил музыкой собственной закваски! Авторское эго — оно такое... К счастью, никто не даст так сделать. Иначе спектакли будут похожи на третьесортные сериалы, где музыка бьёт без умолку.

А дети... Дети тоже люди, и ценят всё то, что ценят взрослые. В том числе и контрасты. Нет, разумеется, есть возрастные особенности. Но я ведь сам в душе ребёнок. Пишу для своих! А своих я, смею надеяться, понимаю интуитивно.

Так, через диалог и доверие, через умение превратить препятствие в возможность, рождается то самое новогоднее настроение, которое так необходимо и маленьким, и взрослым зрителям.

Услышать саундтрек к новогоднему волшебству и стать его частью можно на спектаклях «Морозко» и «Что такое Новый год?». Чудеса продлятся с 19 декабря 2025 года по 11 января 2026 года. Пусть новогодние праздники звучат для вас самыми завораживающими мелодиями!

декабрь 2025