Поэт-фронтовик Константин Ваншенкин совсем ещё юным мальчишкой прошёл через горнило Великой Отечественной войны – а через каких-то десять лет после неё подарил миру бессмертный шедевр «Я люблю тебя, жизнь!». Выйдя из всех испытаний, он знал цену своим словам, знал, как это – по-настоящему любить жизнь. Но война оставила в его сердце вечный отпечаток – как, впрочем, и у всех представителей той эпохи. И ещё один такой же бессмертный шедевр – песня «Алёша» – не оказался бы столь глубоким и пронзительным, да и вообще бы не появился, если бы не война…
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Константина Ваншенкина. И заключительный материал проекта «Воевавшие музыкой, словом и песней» посвящается ему.
«Это было суровое, жестокое время, но именно армия военной поры сформировала моё поколение», – так говорил о себе сам Ваншенкин. «Ваншенкин сам был из тех, о ком в его стихах суровым деловым слогом сказано: «Он мальчиком убыл. Он юношей прибыл с войны», – так отзывались о нём критики.
«Посередине стол стоит,
А на столе – повестка.
А парню завтра предстоит
Далёкая поездка.
А будет в ней большой салют,
Тяжёлое раненье.
Потом в семью медаль пришлют
На вечное храненье.
Ах, велика ему шинель
И велика ушанка.
В пустых полях свистит шрапнель,
И страшен вид у танка.
Лежит дорога, вся в дыму
От райвоенкомата…
Так получилось, что ему
И жизнь великовата», – через много лет напишет Константин Ваншенкин о своём поколении, о таких же, каким был он сам, – но ему посчастливилось вернуться...
Семнадцатилетним юношей, не успев окончить десятилетку, он был призван на фронт и отправлен в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах в составе 4-й гвардейской воздушно-десантной бригады (командир отделения), 339-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона. И именно на войне проснулся его литературный талант – первые его взрослые стихи появились на свет в победном 45-м в Венгрии. Впрочем, то, что это его призвание на всю жизнь, будущий поэт понял не сразу, и, демобилизовавшись, вначале поступил в геологоразведочный институт. Но поэзия взяла верх, и в 1953 году Константин Ваншенкин стал выпускником Литературного института имени Горького. Большую поддержку Ваншенкину как начинающему автору оказал Михаил Исаковский, который разглядел в нём талант и помог опубликовать некоторые стихи в журнале «Советский воин». В свою очередь, Александр Твардовский тогда же назвал Ваншенкина одним из лучших молодых поэтов и в дальнейшем трепетно следил за его творческой судьбой. И Ваншенкин сполна оправдал все ожидания и характеристики «мэтров».
В его творческом арсенале – множество произведений, как прозы, так и поэзии. Но для широкого круга соотечественников он в первую очередь автор двух главных песен. «Только за одну «Я люблю тебя, жизнь!» Константину Яковлевичу можно поставить все памятники. Он удивительный человек, это целая плеяда фронтовиков была… Но время неумолимо», – скажет после его ухода Иосиф Кобзон, ещё одна отечественная легенда. С Ваншенкиным они были очень дружны, и именно в исполнении Кобзона «Я люблю тебя, жизнь!» и «Алёша» звучат по-особенному пронзительно, задевая все струны души каждого слушателя. И, говоря о песне «Алёша», посвящённую мемориалу в болгарском городе Пловдив как символу вечной памяти о всех советских солдатах, погибших при освобождении Болгарии, нельзя не вспомнить удивительную историю её создания. Композитор Эдуард Колмановский, партнёр Ваншенкина по обеим вышеупомянутым песням, побывав в Болгарии и увидев легендарный монумент (к слову, имеющий реальный прототип – солдата Алексея Скурлатова), остался под огромным впечатлением, вылившимся в музыку. На её основе Колмановский захотел создать проникновенную песню – и поделился этой идеей с Ваншенкиным. И попал в самый нерв: Константину Яковлевичу были близки и сама тема, и места, с военных времён знакомые и памятные. Появились пронзительные стихи, – при том, что Ваншенкин, как и многие поэты-песенники, не любил писать тексты на уже существующую музыку. Но это был особый случай…
Получившаяся песня покорила слушателей и впоследствии была переведена на болгарский, английский, румынский, сербский и украинский языки. В 1968 году она с большим успехом прозвучала на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. На долгие годы став популярной в Болгарии и будучи до 1989 года официальным гимном Пловдива, песня олицетворяла собою нерушимую дружбу наших народов… К сожалению, сегодня ситуация иная. А творческое наследие Константина Ваншенкина живо по сей день. И как назидание послевоенным поколениям звучат его строки из поэмы «Жизнь человека» – помнить обо всех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны и немыслимой ценой подарил человечеству свободу и Победу:
«…Их путь всё дороже,
И память сияет светло.
Чем были моложе,
Тем больше их там полегло.
В смертельной метели
Нашли они место своё.
Что в жизни успели?
Отдать за Отчизну её.
А вы, наши внуки,
Вы вспомните их на земле?..
Что ж, книги вам в руки.
И строчки мои – в том числе».