Н. В. Гоголь: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»
Николай Васильевич Гоголь – фигура, чья личность вызывала и продолжает вызывать споры. Одни восхищались его гением, другие обвиняли в лживости и ипохондрии, но все признавали его многогранность.
К примеру, Сергей Аксаков, русский прозаик, мемуарист и критик, в письме своему сыну Ивану (январь 1847 г.) писал следующее: «Если бы я не утешался мыслью, что он повредился в рассудке, я бы сурово его осудил. Я вижу в Гоголе проявление дьявольской гордыни, а не христианского смирения».
А вот Андрей Белый, поэт, писатель, критик, мемуарист и стиховед, в статье «Гоголь» (опубликована в 1909 г.) писал: «Гоголь гений, к которому вовсе не подойдёшь со школьным определением; я имею склонность к символизму; следственно, мне легче видеть черты символизма Гоголя; романтик увидит в нём романтика, реалист – реалиста. Гоголь – трясина и вершина, грязь и снег; но Гоголь уже не земля. <…> Смех Гоголя переходит в трагический рёв, и какая-то ночь наваливается на нас от этого рёва».
Безусловно, оценки личности Гоголя расходятся кардинально, и каждый видит в нём что-то своё, отражая собственные убеждения и художественные пристрастия. Однако нельзя забывать об одной важной грани его жизни, тесно связанной с театром. Гоголь не только писал пьесы, которые до сих пор не сходят со сцен, но и сам в юности мечтал о карьере актёра. Его представления о театре были куда более глубокими, чем просто интерес драматурга. Он видел в нём нечто вроде храма, где можно возвысить душу человека, указать ему путь к добру и справедливости. Театр, по мнению Гоголя, должен быть не просто зеркалом, отражающим жизнь, но и своеобразным учителем, наставником. Он видел в театральной сцене трибуну, с которой можно говорить о самых важных вещах, затрагивать вопросы морали и духовности.
Для Гоголя театр – это не просто развлечение, а мощный инструмент влияния на общество, способный менять его к лучшему. Он верил, что правильно поставленный спектакль может заставить зрителя задуматься о своей жизни, о своих поступках и побудить его к духовному росту.
Писатель критиковал современную ему сцену за засилье мелодрам и водевилей, которые, по его мнению, лгали и не отражали реалий русской жизни: «Я воображаю, в каком странном недоумении будет потомок наш, вздумающий искать нашего общества в наших мелодрамах». Гоголь призывал к созданию народного театра, основанного на реализме, который бы отражал «всё, что вседневно окружает нас, что неразлучно с нами». Он считал, что комедия должна быть «верным сколком с общества, движущегося перед нами» и высмеивать «плевелы» русской действительности, ведь «ничего более не боится человек так, как смеха». Смех, по мнению писателя, – это великое дело, грозное оружие в борьбе с пороками общества.
Сейчас сложно назвать точную цифру спектаклей по произведениям Гоголя, идущих по всему миру. Но можно сказать, что его пьесы, в особенности «Ревизор» и «Женитьба», остаются одними из самых популярных в театрах России. Они не сходят со сцен уже почти два столетия и продолжают привлекать зрителей своей актуальностью, остроумием и глубоким пониманием человеческой натуры. Практически в каждом крупном городе можно найти театр, в афише которого присутствует хотя бы одна постановка по Гоголю.
И Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна – не исключение. Вот уже несколько лет наш дорогой зритель может наслаждаться постановками «Женитьба» и «Игроки».
Спектакль «Женитьба» вошёл в проект «Золотой фонд театра», который был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а его видеоверсия доступна в официальной группе соцсети «ВКонтакте» и в RUTUBE МДТ имени М.М. Бровуна: https://rutube.ru/plst/942046/.
Криминально-музыкальная комедия «Игроки» вошла в ТОП-100 «Золотого фонда театральных постановок России» и в будущем будет представлена широкой аудитории в формате телеверсии. А воочию вы сможете её увидеть уже 26 и 27 декабря.