Постановка театра вошла в историю российского театрального искусства, а сам театр между чередой премьер стал центром притяжения культурных событий Республики. Предлагаем вспомнить главные события в обозрении 92-го сезона Донецкого театра кукол.
У театров, как и у людей, тоже есть дни рождения. У Донецкого театра кукол дата рождения особенно красивая – первый день зимы. И вот в преддверии поздравлений ощущается желание подвести итоги уходящего года жизни. 92-й год театра вместил в себя целую россыпь событий – от камерных открытий до громких триумфов. Он звучал с неизменной уверенностью – и в мощных «звуках канонады», и в тихом шорохе «Теней театра», и в пронзительной поминальной молитве, и в радостном смехе детей на первом в их жизни спектакле. Накануне праздника давайте вспомним этот яркий и многоголосый год, который стремительным шагом приблизил команду театра к новому рубежу.
Новогодние чудеса и новая жизнь старых спектаклей
Начался он с предновогодней суеты. В декабре 2024-го театр дарил детям и родителям не просто сказки, а целые миры: почти детективное приключение «Бош и Крош: операция «Кракатук» и нежный, как первый снег, бэби-спектакль «Что такое Новый год?». Последний без преувеличения стал знаковым – первым и долгожданным опытом работы для самых юных зрителей.
Вслед за новогодней кампанией началась кропотливая работа по капитальному возобновлению спектаклей «В ночь на Ивана Купала» и «Конёк-Горбунок». Художники и режиссёры с бережным отношением к классике возвращали на сцену обновлённые спектакли, аккуратно привнося в их художественный мир современные технические решения.
Успех на федеральном уровне
Весна стала временем большого триумфа. Спектакль-концерт «Под звуки канонады», рождённый в Донецке, был причислен к «Золотому фонду театральных постановок России», войдя в список 100 лучших спектаклей страны. Столь высокое признание профессионализма труппы окрылило творческий состав театра на весь год, укрепив намерение продолжать работу над постановками для взрослых.
В мае эхо «Канонады» звучало уже в Москве, в Театральном центре «На Страстном», где состоялась съёмка его телеверсии постановки. А незадолго до поездки в столицу зрители увидели проникновенную и пронзительную премьеру – «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Обратившись к бессмертному творению Шолом-Алейхема, театр показал глубину кукольного искусства и способность вести диалог с сокровищницей литературного наследия.
Фестивальные маршруты и гостеприимные подмостки
Лето ознаменовало начало гастролей и фестивалей. В июне зрители Санкт-Петербурга на II Международном фестивале «Демменифест» рукоплескали донецкой постановке «Прощай, конферансье!». А следом за фестивалем театр распахнул двери как гостеприимный дом: на его сцене с успехом прошли гастроли Иркутского театра кукол «Аистёнок». Артисты из Иркутска показали донецкой публике спектакли «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки», «Слонёнок пошёл учиться» и «Колобок».
Едва началось межсезонье, в театре закипело особое творческое состояние – стартовал театрально-образовательный форум «Путь к театру», соорганизатором которого уже второй раз выступил «Русский центр». Завершившийся в ноябре проект упрочил театр кукол в качестве центра притяжения будущих профессионалов театрального искусства.
Искусство в режиме нон-стоп: кастинги, встречи, кино
Сентябрь задал тон новому 93-му театральному сезону. 20 сентября, в день его открытия, вся страна могла увидеть телеверсию «Под звуки канонады», трансляция которого проходила на канале «Большой эфир». А спустя всего несколько дней, на Международном фестивале «Курсак-фест» в Уфе, донецкие кукольники получили награду в номинации «Лучший актёрский ансамбль».
Сезон стартовал в ином творческом ритме, в нём между событиями и проектами практически не остаётся пробелов. Первый спектакль сезона – премьера «День рождения солнышка» (уже вторая в репертуаре постановка бэби-формата), а в продолжение успешного опыта «Дня открытых дверей» зрителей ждала премьера спектакля-променада «Тени театра» – магическое и таинственное путешествие в мир искусства теней.
И в наступившем сезоне театр продолжает жить уже далеко не только спектаклями. В его стенах жизнь кипит с удивительным многообразием: творческие встречи с Олегом Каменщиковым и Народным артистом РФ Владимиром Стекловым, кастинг в новый сериал режиссёра Владимира Аграновича, премьера двух фильмов проекта «Новые семьи России и их ценности», практика у студентов и стажировка у преподавателей Донецкого колледжа культуры и искусств...
Театр стал той необходимой городу точкой притяжения, культурным центром, где искусство не только показывают – где его создают, обсуждают, где ему обучаются, им делятся и где находят вдохновение для творчества. И этот новый статус – ещё один громкий итог уходящего 92-го года.
На пороге дня рождения
С последними тёплыми днями ноября уходящий год отступает в историю, оставляя за собой не просто память о событиях, а прочное чувство уверенности в завтрашнем дне. Это был год настоящего многоголосия, когда театр убедительно доказал свою универсальность и творческий диапазон: он мог говорить с залом о войне и вере, веселить самых маленьких и давать пищу для размышлений взрослым, становиться гостеприимным домом для мэтров российского искусства и стартовой площадкой для юных, перспективных дарований.
А сейчас его страница готова перелистнуться, чтобы в первый день зимы встретить свой 92-й день рождения.
Виталий Маринков
2025