В Донбасс Опере после летнего отпуска артисты готовятся к началу грядущего 94-го театрального сезона. Он обещает быть ярким и насыщенным разнообразными спектаклями: от классических до современных авторских постановок. Говоря о последних, художественное руководство театра уже давно влечет идея постановки по роману бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Об этом генеральный директор Донбасс Оперы Герой Труда Донецкой Народной Республики, народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко упомянул еще на пресс-конференции по завершению предыдущего театрального сезона, сейчас же пришло время воплощать планы в жизнь. 

Воссоздать историю об остроумном фламандце Тиле Уленшпигеле взялся режиссер-постановщик дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Лебедев, которого с Донецким театром оперы и балета связывают как дружеские, так и профессиональные узы. Зрители Донбасс Оперы уже знакомы с почерком Александра Юрьевича по постановкам «Carmina Burana (Кармина Бурана)» К. Орфа, «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди, «Дон Жуан» В.А. Моцарта и другим, которые имели значительный успех. А для того, чтобы представить руководству театра свои творческие планы относительно новой постановки, аккурат под открытие сезона Александр Лебедев прибыл в Донецк.

На встречу режиссера с генеральным директором Донбасс Оперы Евгением Денисенко, художественным руководителем народным артистом Украинской ССР Вадимом Писарев и руководителями творческих подразделений театра был приглашен Министр культуры Донецкой Народной Республики Михаил Желтяков, который отметил значимость предстоящего проекта. Все с неподдельным интересом слушали предложения режиссера-постановщика и обсуждали концепцию будущей премьеры, запланированной на 2026 год.

«Мы уже подошли к тому, когда можем себе позволить поэкспериментировать в нашем театре, и материал Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» как раз этому способствует», – отметил генеральный директор Донбасс Оперы Евгений Денисенко, говоря об идее постановки.   

Не станем раскрывать все тайны будущего спектакля (тем более, что достоверно они известны лишь режиссеру), но кое-что поведаем о самом герое произведения. Итак, Тиль Уленшпигель – веселый и хитрый ловкач, борец за справедливость, который вместе со своим другом Ламме Гудзаком путешествует по Фландрии XVI века. После казни своего отца инквизицией Тиль вынужден скрываться, чтобы избежать ареста и смерти. Борьба за свою свободу вперемешку с жаждой мести за отца постепенно становятся движущими силами противостояния испанскому террору в родной Фландрии. Но вместе с этим Тиль – остроумный шут и своеобразный поэт, чьим творчеством было острословие. Именно таким представит зрителю образ главного героя концепция Александра Лебедева.

Постановка «Легенда о Тиле Уленшпигеле» эксклюзивно создается для сцены Донбасс Оперы. Не только этот факт, но и ряд других причин делают ее не похожей на все предыдущие: во-первых, над либретто трудится сам Александр Лебедев и первые результаты своей работы он зачитал в ходе встречи с Министром и руководством Донбасс Оперы. Во-вторых, музыка для произведения создается прямо сейчас Ульяной Стратонитской (она зарекомендовала себя в кругу современных композиторов как талантливый создатель работ для спектаклей и мультфильмов), поэтому сам по себе тандем «либретто-музыка» делает постановку полностью уникальной, а определенный режиссером жанр «лайт-опера» станет для театра оперы и балета новаторским.  И, наконец, сюжет произведения, по задумке режиссера, должен найти отклик в сердцах донецких зрителей, ведь главный герой – выходец из народа, который борется за свободу своей Родины, и Лебедев убежден, что эта история о представителях Донбасса.

Берясь за любую свою постановку, режиссер-постановщик Лебедев всегда подчеркивает философский замысел произведения, заложенный автором. Закономерно, что и в истории о Тиле сохранится эта тенденция. «Содержание оперы касается любого человека, потому что в ней поднимаются вечные темы борьбы добра и зла, а в данном случае они даже приобретают форму метафоры, потому что герой побеждает семь смертных грехов, благодаря помощи семи добродетелей», – отметил Лебедев.

В работе над лайт-оперой команду профессионалов дополнят главный дирижер театра заслуженный артист Донецкой Народной Республики Юрий Парамоненко, художник-постановщик заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь, автор сценического оформления к недавним премьерам театра «Дон Жуан» и «Королева чардаша», а также художник по костюмам заслуженный художник Хабаровского края Наталья Сыздыкова, известная донецкому зрителю по необычайным костюмам к «Carmina Burana (Кармине Буране)» и «Дон Жуану».

Композиционно лайт-опера будет состоять из двух актов. Генеральный директор Донбасс Оперы Евгений Денисенко подчеркнул, что она будет содержать не только традиционные для оперы вокальные партии, но также и балетные номера. Об остальных смелых творческих идеях постановки мы умолчим, но точно скажем, что «Легенда о Тиле Уленшпигеле» станет поистине мировой премьерой, которая перенесет зрителя в эпоху Возрождения в самое сердце Фландрии, и впервые увидит сцену лишь в Донбасс Опере.

Евгения Волокина,

заместитель руководителя литературно-

драматургической части Донбасс Оперы