Современный театр кукол – это не только классические постановки по мотивам сказок, это (возможно даже в большей степени) и экспериментальные форматы, расширяющие границы восприятия. Одним из таких направлений, которое активно развивается в театральной среде, стал так называемый бэби-театр – интерактивные спектакли для зрителей в возрасте от 6 месяцев до 3-4 лет. Теперь этот жанр приходит и в Донецк, открывая новые возможности для культурной социализации детей с самого раннего возраста.

 

Почему бэби-спектакль – это серьёзно

 Донецкий театр кукол продолжает искать новые форматы, чтобы удивлять и радовать зрителей всех возрастов. Одним из самых трогательных и перспективных направлений стал бэби-театр. И если раньше у донецких кукольников подобного рода спектакли были только в планах, то сейчас театр активно осваивает и этот жанр.

Первым опытом постановки для зрителей, впервые пришедших в театр, стал спектакль «Что такое Новый год?» (реж.: Алевтина Шиманова, худ.: Татьяна Сапожникова), показы которого проходили в период новогодней кампании 2024/2025. Масса восторженных отзывов и отсутствие свободных мест на всех дополнительных спектаклях стали явным показателем того, что театр для самых маленьких станет востребованным.

В отличие от традиционных постановок, здесь нет сложного сюжета, громких звуков, пугающих злодеев. Вместо этого – яркие цвета, тактильные декорации, нежная музыка и постоянное вовлечение детей в действие. Такие спектакли помогают развивать эмоциональный интеллект, сенсорное восприятие и лучше усваивать навыки общения. Малыши не просто наблюдают, а становятся непосредственными участниками театрального процесса – касаются декораций, взаимодействуют с актёрами и друг с другом, помогают трансформировать сценическую площадку…

Этот жанр требует особого, и довольно сложного в подготовке, подхода: всеобщего вовлечения малышей через сенсорные, визуальные и тактильные стимулы, отсутствия жёсткого нарратива и акцента на эмоциональном проживании момента. В отличие от традиционных детских спектаклей, бэби-постановки строятся не столько на линейном сюжете, сколько на импровизационном взаимодействии с аудиторией, где каждый элемент – свет, звук, фактура реквизита и декораций – работает на развитие когнитивных и эмоциональных процессов ребёнка.

Конечно, учитывая столь тонкую специфику, становится очевидным: бэби-театр требует от создателей не только профессионального сценического мастерства, но и знаний в области ранней педагогики и детской психологии восприятия. А потому, даже для мастеров театрального искусства, создание бэби-спектакля становится настоящим вызовом. Режиссёру приходится быть и внимательным наблюдателем за поведением детей, и психологом, и чутким художником, создающим первый театральный опыт в жизни маленького человека.

В Донецком театре кукол этот вызов приняла актриса и начинающий режиссёр Алевтина Шиманова, открывающая двери театра для самой юной аудитории.

Учёба в «Меганоме»: как Донецкий театр кукол перенимает лучшие практики

 Для того чтобы создавать качественные бэби-спектакли, недостаточно интуиции и любви к профессии – нужна серьёзная теоретическая и практическая подготовка. Этим летом Алевтина Шиманова прошла интенсивный образовательный курс в арт-школе «Театра для самых маленьких»   академии   «Меганом»   на   площадке   арт-кластера «Таврида.АРТ» в Крыму.

Эта программа собрала более 50 участников из разных регионов России и ведущих экспертов в области бэби-театра, в числе которых режиссёры, художники, продюсеры, критики, артисты и руководители театров. В рамках  арт-школы  пошагово  обсуждали,  как  поставить  грамотный спектакль с возрастным цензом от 0+, чтобы его с одинаковым удовольствием смотрели и родители, и главные зрители – дети.

Лекции, мастер-классы, практические занятия, показы спектаклей, создание эскизов бэби-постановок – целая неделя, практически без сна и отдыха, была посвящена тонкостям работы с бэби-аудиторией, попытке как можно глубже понять процесс создания спектаклей, которые будут не только развлекать, но и развивать малышей.

Команда арт-школы прививала участникам ценное понимание, что бэби-театр – это не упрощённый «взрослый театр», а отдельный язык коммуникации, при котором зритель не только наблюдает, но и физически ощущает историю. Важной целью образовательной программы стало стремление повысить уровень семейной культуры посредством театра и с художественной стороны, и с менеджерской точки зрения: с чего начать, как реализовать, как создавать, продвигать и масштабировать проекты.

Бэби-театр как новый вектор развития Донецкого театра кукол

 По возвращении в Донецк режиссёр, с кратно возросшим энтузиазмом, продолжила работу над спектаклем «День рождения Солнышка». Новый спектакль в постановке Алевтины Шимановой – это добрая и очень светлая история по пьесе Павла и Оксаны Морозовых, в которой малыши встретятся с обитателями леса, чтобы отпраздновать день рождения самого яркого друга – Солнышка.

Как и в случае с первым бэби-спектаклем, над текущей работой Алевтина трудится в тандеме с художником Татьяной Сапожниковой, на счету которой уже несколько полюбившихся зрителям спектаклей, одна из которых вошла в «Золотой фонд театральных постановок России». С первого взгляда заметно, что в этот спектакль авторы вкладывают не только мастерство, но и душу. Куклы, сценические костюмы, декорации, режиссёрские решения, самоотдача артистов способны впечатлить даже взрослых зрителей с большой насмотренностью. Нет сомнений, что придя в театр, каждый ребёнок почувствует себя частью волшебства, а взрослый – погрузится в детство.

Для театра очень важно быть тем местом, куда будут приходить зрители с самого раннего возраста. Ведь одна из целей театра кукол, чтобы дети росли в атмосфере красоты, добра и творчества. На сегодняшний день театр прикладывает все усилия, чтобы стать для множества семей любимым местом в городе.

Премьера бэби-спектакля «День рождения Солнышка» состоится 20 сентября и откроет в Донецком театре кукол новый 93-й театральный сезон, а вместе с тем откроет и новые горизонты в современном театральном искусстве Донбасса.

Именно театр кукол воспитывает будущих зрителей, развивает эмоциональный интеллект и показывает, что искусство может быть доступным независимо от возраста. Появление бэби-направления для театра – это не просто эксперимент, а стратегический шаг в формировании своей аудитории; это приглашение в мир искусства самого юного поколения.

Донецкий театр кукол неустанно продолжает удивлять, и теперь – с самых первых лет жизни!