Предмет народной культуры и творчества – обрядовое полотенце был не только предметом быта, но имел и ритуальное значение. Обрядовое полотенце сопровождало человека на протяжении всей его жизни и, зачастую, богато украшалось шитьем. Его дарили на свадьбу, использовали при крещении, оборачивали младенца при рождении, провожали умерших. Эти музейные предметы с вековой историей были свидетелем важных вех человеческой жизни. Обрядовые полотенца напоминают народные песни – яркие, живые, иногда грустные, но всегда искренние. Испокон веков поет в них женская душа, вплетая узоры, как в живой венок, радость и горе, свои заветные мысли, свое чувство прекрасного.

В коллекции тканей Донецкого республиканского краеведческого музея насчитывается несколько сотен полотенец периода XVIII – XX вв. Этническая принадлежность изделий необыкновенно пестра и разнообразна – русские, греки, болгары и др.

Уникальными образцами народных мастериц по праву считается коллекция, переданная в фонды музея в начале 50-х гг. XX в. вдовой Н.Е. Макаренко, известного археолога историка, искусствоведа. Свою исследовательскую деятельность Н.Е. Макаренко начал в Эрмитаже в качестве ассистента, помощника заведующего античным отделом, затем тесно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией. На протяжении нескольких лет Н.Е. Макаренко исследовал памятники архитектуры и искусства, собирая материалы в разных городах и селах России, проходил через Белозерский край, бывал в резиденции рода Строгановых. Длительный период ученый собирал предметы быта, старины, что в итоге превратилось в серьезную этнографическую коллекцию. Так, фонды краеведческого музея пополнились образцами шитья мастериц севера и средней полосы России. Техника выполнения вышивки домотканых полотенец весьма интересна: контуры рисунка имеют окантовку в виде стебельчатого шва. Внутреннее заполнение выполнено по типу техники «набор», счетным швом, похожим на счетную гладь и имеет различные формы: зигзаг, сетку, крупный крест. Яркие краски крупных цветов, извилистой лозы, Древа Жизни (одного из самых важных и часто встречающихся элементов вышивки), растительный и геометрический орнамент украшают полотенца, зашифровывая в символах пожелания мастериц – теперь уже безымянных авторов работ.

Греческие женщины считались великолепными мастерицами-вышивальщицами. Декоративное ткачество, вышивка – традиционные занятия греческих женщин периода ХIХ – начала ХХ вв. При изучении греческих вышитых декоративных тканей исследователи обнаруживают параллели в основных мотивах и техниках вышивки с изделиями крымских татар. Для вышивки гречанки использовали хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные нити, а также металлические, тонкую канитель и площенку или бить. Излюбленная цветовая гамма – коричневый, желтый, черный; распространенная техника шитья в греческой среде – татарская двусторонняя гладь. Вышивали как мужские, так и женские символы: листья дуба, виноградную лозу, розу, геометрические элементы.

Ткань для полотенец изготавливалась из растительного волокна, в основном, из конопли или льна. Для вышивания тщательно готовили вышивальные нитки, окрашенные специальными растительными средствами, иголки. Шитье красными и черными нитями на белой ткани является весьма распространенным, это гармония двух сильных цветов божественной графики и символизирует саму Жизнь.

Исследовательская работа в музее по данной группе хранения продолжается на протяжении многих лет. Эти полотняные криптограммы, которые сохранились до наших дней, содержат коды, ключи к пониманию мироздания. Красота полотенца без сомнения была важна, но она всегда оставалась на втором плане, а на первом плане всегда выступала его сакральная, ритуальная функция.