Сегодня исполняется 87 лет со дня рождения легенды советской эстрады Анны Герман. Популярность певицы с уникальным хрустальным голосом и яркой красотой не меркнет с течением времени – даже спустя десятилетия после своего ухода она всё так же любима слушателями, а произведения из её репертуара почитают за честь исполнять многие современные артисты. Творческое наследие Герман огромно, песни – широкоизвестны, чего не скажешь о некоторых фактах из её биографии, а между тем в ней неожиданно есть и страницы, связанные с... Донецком.
Певица – по отцу немка, по матери – голландка – родилась в 1936 году в СССР – в узбекском Ургенче. Интересно, что в Донецке (на тот период Сталино) некоторое время жил отец певицы Ойген (Евгений) Герман: за несколько лет до рождения Анны он работал бухгалтером на одной из местных шахт. Увы, лихолетье 1930-х годов поломало судьбы и унесло жизни многих родственников Анны Герман, в том числе и отца. После долгой череды лишений и скитаний десятилетняя Анна вместе с мамой и бабушкой оказались в Польше, и именно здесь спустя 15 лет она впервые вышла на профессиональную сцену.
Официально её представляли как «польскую певицу», но в действительности Анна Герман была певицей мира (она говорила на семи языках!), а наши соотечественники и вовсе воспринимали Герман как артистку советской эстрады – и за её великолепное владение русским языком, и за абсолютную душевную близость – она для всех была родной. Знаменитая советская фирма «Мелодия» выпустила пять долгоиграющих грампластинок Герман, первая из которых вышла в 1965 году – ещё до страшной аварии, разделившей жизнь Анны на «до» и «после». Певица неоднократно бывала в СССР, обрела здесь многих близких друзей, а армия её поклонников исчислялась миллионами.
Выступала Герман и в Донецке – в нашем городе она побывала дважды. Память о её выступлениях хранят сцены Донецкой муздрамы и Дворца молодёжи «Юность». Первый раз в шахтёрскую столицу певица приехала в апреле 1965 года в рамках концерта «Привет весне», приуроченного к 20-летию советско-польского договора о Дружбе. Тогда Герман исполнила для дончан со сцены музыкально-драматического театра произведения «Танцующие Эвридики», «Вернись в Сорренто» и «Аве Мария». Второй её визит к нам состоялся в октябре 1977 года. В тот приезд Анну сопровождал мексиканский композитор Ришард Сивы. Его воспоминания о поездке в книге «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице» приводит биограф певицы Иван Ильичёв: «В Донецке проводился фестиваль советско-польской дружбы, куда я был приглашён в составе ансамбля трубачей оркестра польского радио. Мы аккомпанировали Анне четыре песни, которые она пела в сборной программе… Популярность Анны в СССР трудно переоценить и сложно передать словами: залы на 2000 – 5000 зрителей всегда были полны. Зрители выстраивались в очередь, чтобы подарить ей цветы. А сколько писем и записок приносили после концерта в гримёрку! Пачками!».
Не было отбоя и от журналистов. В интервью корреспонденту газеты «Вечерний Донецк» Анна Герман делилась впечатлениями о нашем городе и своём выступлении перед дончанами: «В Донецке я второй раз. С удовольствием вспоминаю свой прошлый приезд, красоту города и теплоту его людей. Если о шахтёрах говорят, что это люди солнечной профессии, то ваш город поистине насыщен солнцем… За все годы работы на эстраде я постоянно бываю в Советском Союзе, люблю советских слушателей, неизменно включаю в репертуар русские и советские песни». А своей близкой подруге Анне Качалиной в Москву Анна Герман писала (на бланке ныне не существующей донецкой гостиницы «Украина»): «Я совсем недалеко от тебя – а всё-таки далеко. Я в Донецке с «группой» – то есть огромной толпой 400 человек... Каждый поёт в программе одну вещь, а я с трудом ухожу со сцены после четырёх песен, и то извиняюсь, обещая приехать на сольный концерт». Интересный факт: в те октябрьские дни в Донецке было непривычно прохладно, и немного обидно, что шахтёрская столица запомнилась певице именно такой – непохожей на себя: «Сегодня в Донецке – минус 8 градусов, я совсем, совсем не одета. Господи, неужели опять 6-7 месяцев будет холодно?..». Впрочем, тепло сердец донецких зрителей было несравнимо сильнее любых морозов – и, наверное, именно оно главным образом осталось с Анной после визита в наш город. А ещё – игрушечный бульдозер, который она купила сыну в одном из донецких магазинов…
Нам удалось найти дончан, которые были на тех концертах, общались с Анной. «Хотя мои коллеги и освещали выступление Анны Герман в Донецке, я, будучи редактором Донецкого областного телевидения, присутствовала на её концерте в качестве зрителя. О том, как она пела, говорить не буду, – ценители таланта Герман прекрасно меня поймут. Меня поразили её рост и стать. Анна была в светлом платье, присобранном на плечах, волосы уложены в высокую причёску… Все это в сочетании с её осанкой создавало впечатление античной статуи или греческой богини», – поделилась воспоминаниями ветеран Донецкого телевидения Алла Безбожная. Её коллега Луиза Шанина в тот приезд принимала Анну Герман у себя в гостях: «Я тогда жила на Университетской – в самом центре города, в пятиэтажке. После концерта Герман поехали ко мне домой, собралась компания… У меня было старое немецкое пианино, и Анна пела под его аккомпанемент. Наши посиделки затянулись далеко за полночь. Пение услышали соседи – и вначале не поверили, что это «та самая» Анна Герман. А когда убедились, то оборвали все цветы с дворовой клумбы – и принесли их Анне».
Талант певицы вкупе с необычной, завораживающей внешностью и красотой души – настоящий феномен, и это не просто эмоциональное утверждение: немецкий психиатр Яков Кирш в своей докторской диссертации доказал, что голос Анны Герман обладает терапевтическими свойствами – он усиливает эффект лечебного воздействия и стабилизирует психическое состояние пациентов. А приезжавший в Донецк в 2016 году (на празднование 80-летия со дня рождения певицы) Иван Ильичёв сказал о Герман так: «Её голос – вне времени и совершенно вне всякой моды. Вкусы у людей могут быть разными, но тот тембр, которым обладала Анна Герман, и та энергетика, которую она закладывала в свои песни, – невероятны и неповторимы. Пройдёт ещё 10 лет, 50 лет, многих артистов забудут – к сожалению. Но этот голос останется с нами навсегда».
Аналогичное мнение (да и разве оно может быть другим!) об Анне Герман высказывал и ещё один величайший талант, наш земляк Иосиф Кобзон: «У неё был инструментальный голос, очень чистый интонационно, словно флейта. Поэтому самое ценное, что осталось после Анны Герман, – это записи, сохранившие очарование её голоса. Уходят люди, поколения, а через много лет кто-то услышит её необыкновенный голос и спросит: «Кто это?» – и заинтересуется, и память вновь оживёт». «Каждая жизнь – это чья-то жизнь, чья-то судьба», – не раз говорила Анна. И, значит, сама она прожила столько жизней, сколько спела песен, – утверждал другой наш земляк, поэт Михаил Пляцковский. – Может быть, поэтому и её собственная жизнь стала песней, которая живёт в тысячах благодарных сердец».
Статья подготовлена пресс-службой Заслуженного государственного академического ансамбля
песни и танца «Донбасс» с использованием материалов эксклюзивных интервью,
книги И. Ильичёва «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице»
и периодических печатных изданий из фондов ДРУНБ им. Н.К. Крупской