Александр Ханжонков

Годы жизни: 08 августа 1877 — 26 сентября 1945image001

В 1905 году в Ростове-на-Дону молодой есаул Войска Донского Александр Ханжонков побывал на одном из первых киносеансов. Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее. Молодой дворянин оставляет службу и бросается, как в омут, в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его - Александра Ханжонкова.

Имея в наличии весьма незначительную сумму денег, Александр Ханжонков выезжает за границу для того, чтобы закупить фильмы и наладить контакты с европейскими кинофирмами. И то и другое ему удается. Человек он был честный, аккуратный и порядочный, и иностранные компании охотно соглашались сотрудничать с ним.

Киноателье Ханжонкова в Ялтеimage002image003

В 1907 году Ханжонков решает заняться производством собственных картин. Пора уже было снимать фильмы о нашей русской жизни. Александр Алексеевич въезжает в Саввинское подворье и начинает строить студию и лабораторию для производства титров. Затем налаживает контакт с актерами и правлением труппы Введенского народного дома и приступает к съемкам. По сути дела, это были театральные спектакли, заснятые на пленку. Все снималось в театральных декорациях и в лучших традициях старого театра. В один день были сняты три кинокартины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Впервые на экране можно было увидеть актеров Ивана Мозжухина и Петра Чардынина.image004

К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов. Картины были все такие важные, масштабные: «Ермак — покоритель Сибири», «Жизнь за царя», «Оборона Севастополя». В финале «Обороны…» были показаны оставшиеся в живых участники Севастопольской обороны. Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова. Фильм шел по всей России (как сказали бы сейчас — в широком прокате). А киностудии Ханжонкова было разрешено проводить съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад, который был собственностью царской семьи.

Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы, но и о том, чтобы было хорошо всем его сотрудникам. Каждое утро в студии подавали завтрак. Зарплата у всех работников предприятия была достаточно высокая, во всяком случае бедствовать им не приходилось.image005

Александр Ханжонков и кинопроизводители

Уделял внимание Александр Алексеевич и тому, что у нас называется документальным и научно-популярным кино. В студии существовал специальный научный отдел, который выпускал по нескольку просветительских фильмов в год, таких как «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар», «Пьянство и его последствия». Эти картины показывали на специальных киносеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежавшем фирме Ханжонкова.

Ханжонков откликался на все происходящие в мире события. Когда произошла катастрофа в итальянском порту Мессина, 50-метровая волна снесла целый берег и погибло сто тысяч человек, он немедленно отправил телеграммы в иностранные фирмы, представителем которых он являлся, с просьбой послать оператора снять это стихийное бедствие и прислать отснятое в Москву. По сути дела, это было уже телевизионной журналистикой. Все было сделано, как он просил, и российская публика смогла собственными глазами увидеть итальянскую трагедию. Также благодаря Ханжонкову большое количество людей смогло увидеть похороны Льва Николаевича Толстого. Интересна съемка актеров МХАТа, которые во дворе театра разыграли маленькую сценку. Там можно увидеть Качалова, Станиславского, Корневу, Книппер и других. Наверное, Ханжонков уже тогда понимал, насколько важными и нужными будут для нас сейчас эти свидетельства ушедшей эпохи.

У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.

Весной 1917 года Ханжонков выехал в Ялту. Здесь началось строительство его новой кинофабрики. Он мечтал создать ялтинский Голливуд. Нет сомнений в том, что он бы его создал. Но, как говорится, «всё изменила революция». Осенью 1919 года вышел Декрет о национализации кинопромышленности — и Александр Ханжонков лишился своей кинофирмы.

В 1920 году Ханжонков вместе с семьей уезжает в Австрию. Здесь он проходит курс лечения. Но сложа руки все же не сидит — на последние деньги приглашает двух инженеров и техника и приступает с ними к разработке системы звукового кино.image006

А. А. Ханжонков с дочерью и зятем

В 1923 году Ханжонкова приглашают вернуться в СССР и возглавить акционерное общество «Русьфильм». Он возвращается, нарком просвещения Луначарский присылает ему телеграмму: «Сердечно присоединяюсь к чествованию Ханжонкова, как замечательного деятеля русской кинематографии. Рад, что он вернулся, чтобы помочь советскому кино». Но это были лишь слова. На самом деле богатейший опыт Ханжонкова советскому кино, увы, так и не пригодился.

Прослужив два года в Москве, Александр Алексеевич с женой уезжает в Ялту и больше, по сути дела, не работает. Правда, он еще пытается что-то делать и представляет на суд дирекции ялтинской киностудии «Востоккино» свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.image007

Александр Ханжонков со второй женой в последний год жизни

В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет: «…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою.» Письмо возымело действие — Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни он занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937).

Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.image008

26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.

 

Краматорск — источник талантов.

Удивителен квадрат Славянск-Краматорск-Дружковка-Артемовск на карте Донбасса. Он один дал столько деятелей культуры, сколько хватило бы на небольшое европейское государство. В Славянске, к примеру, родился художник Петр Кончаловский и блистали Шостакович и Ростропович. А в Краматорске ходил в школу Иосиф Кобзон.

Но у нас сегодня разговор о кино. А потому Краматорск мы вспоминаем, прежде всего, связывая его с именем большого советского актёра Леонида Быкова. Строго говоря, Быков не уроженец Краматорска (как и Кобзон, родившийся неподалеку — в Часов Яре), первые 10 лет жизни он провел в крохотном сельце Знаменское. Но школу оканчивал в Краматорске.image009

Леонид Быков

Отсюда, из города громадных машиностроительных заводов, Леонид отправился поступать в Харьковский театральный институт. И первый театр его был в Харькове. Но все-таки первый раз в жизни будущий «маэстро» взошел на подмостки в родном городе — в ДК им. Ленина, окнами выходящем на центральную площадь Краматорска.

image010Актриса кино Майя Булгакова

С Краматорском связана и юность звезды ролей второго плана Майи Булгаковой. Она начинала в театральном кружке при ДК, потом играла в самодеятельном театре. Отсюда уехала учиться во ВГИК.

 

«Морозко» из Донбасса

Под стенами «стеклограда» Константиновки есть большое село Александро-Шультино. В русской военной истории оно славно тем, что здесь жил на покое в своем поместье, жестоко страдая от ран, знаменитый «генерал-метеор» Иван Котляревский, прозванный кавказским Кутузовым.

image011Александр Брессем (Хвыля)

А для историков кинематографа это родина актера Александра Хвыли, который родился здесь в начале прошлого века в семье шведа, управляющего имением. Да, настоящая фамилия Александра Леопольдовича была Брессем. Но старт его кинематографической карьеры пришелся на украинизацию, и он принял театральный псевдоним Хвыля.

Помните батюшку из «Королевы бензоколонки», который «к полумерам не привык»? А Морозко из одноименного фильма или казака Чуба из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? Конечно, помните! Это и есть Хвыля. Ему с его колоритной внешностью особенно удавались характерные роли усатых и громогласных персонажей.image012

Забавно, что в течение пяти лет (с 1941 по 1946 год) он трижды сыграл в кино Буденного. Ну и, конечно, он был неподражаемым Дедом Морозом. В течение 20 лет он играл его на главной елке страны в Кремле.

 

Через магистраль в кино

Продолжаем двигаться на юг и прибываем на крупную станцию Ясиноватая. Здесь до сих пор вам могут показать дом, в котором родился и вырос Николай Олимпиевич Гриценко.

image013Николай Гриценко в фильме «Анна Каренина»

У парня, который рос в Ясиноватой, почти не было шансов пойти куда-либо еще, кроме железной дороги. И Гриценко смолоду отдал ей несколько лет. Окончил в Днепропетровске железнодорожный техникум, работал в вагонном депо Ясиноватая, дежурным на станции Мушкетово (в черте Донецка), на металлургическом заводе в Макеевке.

Мог бы вырасти в инженера, командира производства. Но победила тяга к искусству, как мы знаем. И, слава богу: роли Гриценко дорогого стоят для отечественного кинематографа. Напомним читателю одного только Каренина в экранизации толстовского романа.

 

Человек, снявший фильмы «Воры в законе» и «Мастер и Маргарита»

image014Кинорежиссёр Юрий Кара

19 км на юг от Ясиноватой, 20 минут езды — Донецк. Столица шахтерская края тоже не обошла вниманием «важнейшее из всех искусств», дав миру двух кинорежиссёров.

Первый — Юрий Кара. В кино пришел не сразу. Сперва был электрометаллургом, окончил курс в Московском институте стали и сплавов, поработал инженером-радиофизиком в родном Донецке, получил степень кандидата физических наук. И лишь потом подался во ВГИК.

Донецкие таланты всегда умели видеть главное. Наверное, поэтому у Юрия Кары первый же фильм был успешным — «Завтра была война» (1987). А потом он снял сразу непреходящую классику — «Воров в законе», ленту, которую пересматривают чаще многих других российских. И замахнулся бывший металлург сразу на «Мастера и Маргариту».

image015Юрий Кара на съёмках фильма «Королёв»

Сегодня Юрий Кара оказался в числе режиссёров, отношение к которому в украинском государстве сало негативным, он был включен в чёрный список одиозного сайта «Миротворец» т.к. являлся доверенным лицом кандидата в президенты РФ В.В. Путина.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента Путина на Украине и в Крыму. Работал в составе конкурсного жюри севастопольского кинофестиваля «Святой Владимир».

Возмущенный цинизмом скандального портала, Юрий Кара назвал украинский режим «фашизмом, черным игом, нависшим над Украиной».

И вот уже в 2022 году наш талантливый дончанин на старте съёмок нового фильма о выдающемся конструкторе Королёве «Атомный проект».

 

Второй кинорежиссёр – Юрий Мороз.

В Донецке на шахте им. Засядько в 60–70 годах подземным электрослесарем работал Павел Мороз, перебравшийся в Донецк из Краснодона.image016

А его сын Юрий мечтал об актерской жизни. Окончив школу-студию МХАТ, он сыграл немало приличных ролей, но к тому времени уже задумывался о большем. Во ВГИКе учился со своим земляком Юрием Карой.

image017Юрий Мороз в фильме «»Лермонтов»

Начиная с 2000-х годов, дончанин Юрий Мороз — режиссер многих успешных телевизионных проектов, среди которых «Апостол», «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог». Продюсерская же стезя для Мороза оказалась еще успешней: количество его телевизионных проектов столь велико, что перечисление заняло бы целую страницу.

 

Трудная большая жизнь Леонида Луковimage018

Донбасс не заканчивается в Донецке. Дорога бежит на юг, к Азовскому морю. К славному Мариуполю, где в 1909 году родился Леонид Луков. Отец его держал популярную в приморском городе фотографию, что, возможно, сыграло роль в том, что Луков-младший стал режиссером. В профессию он пришел по такой схеме: журналистика — литература (сценарии к фильмам) — кинематограф.

Заслуга Лукова в том, что он снял один из самых известных советских фильмов «Два бойца». Если кто не помнит сам фильм, так уж песню оттуда знает точно: «Темная ночь».

Вторая известная картина Лукова — «Большая жизнь» — давалась режиссеру с трудом. Если первую часть, довоенную, все приняли на ура, то вторую, послевоенную, партаппаратчики положили на полку. Луков безумно любил свой родной Мариуполь и свой Донбасс.image019

Наверное, поэтому у него в «Большой жизни» прозвучала самая донецкая из донецких песня «Спят курганы темные». Иногда, кажется, что эту песню каждый житель Донбасса накрепко запоминает с ясельного возраста, так она популярна. Леонид Луков, к сожалению, прожил недолгую жизнь — всего 52 года.