Для каждого периода истории есть свои знаковые имена, личности, являющиеся его олицетворением. Среди таких личностей для ХХ века – несомненно, Роберт Рождественский, создавший огромный пласт творчества советской эпохи и ставший её поэтическим летописцем. Это не преувеличение: без его стихов невозможно представить ни историю Великой Отечественной войны, ни десятилетия мирной созидательной жизни советской страны и её людей.
Песни авторства Роберта Рождественского по сей день являются жемчужинами отечественного эстрадного искусства – в том числе и произведения из кинофильмов, которые в силу своей гениальности неминуемо вышли за рамки экрана и заслужили всенародную любовь. А его лирика, узнаваемая с первых строк, по своей проникновенности не сравнима ни с чьей другой. Из-под «пера» Рождественского всё, что он писал, выходило удивительно искренне и талантливо. Он не избегал остросоциальных тем и говорил о великом, умея сделать это без искусственного пафоса и чрезмерной патетики.
Свои первые стихи Роберт Рождественский написал в 9-летнем возрасте, в 1941 году, посвятив их ушедшему на фронт отцу, а спустя десятилетие его имя уже было на страницах общесоюзных газет. Ещё через 10 лет Рождественский создал поэму «Реквием» – одну из безусловных визитных карточек своего творческого наследия. Это произведение было чрезвычайно дорого и самому автору. По его словам, на создание «Реквиема» его натолкнуло семейное фото, на котором были запечатлены молодые братья матери, погибшие на фронте. «Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть. Я писал и для этих шестерых. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И еще что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них», – говорил поэт.
Что до эстрадных произведений, то в этой творческой нише Роберт Рождественский дебютировал в середине 1950-х в тандеме с Александром Флярковским, на тот момент студентом консерватории. То огромное количество песен, последовавших за этой «первой ласточкой» и написанных в соавторстве с по меньшей мере полусотней композиторов, перечислить физически невозможно – назовём лишь некоторые: песни к трилогии о «Неуловимых мстителях», созданные в сотрудничестве с композиторами Мокроусовым и Кеосаяном; шедевры из фильма «Семнадцать мгновений весны» на музыку неподражаемого Микаэла Таривердиева; «Этот большой мир» из фильма «Москва-Кассиопея», «Огромное небо» в исполнении Марка Бернеса, пронзительная «За того парня», лирико-драматические «Сладка ягода», «Эхо любви», задушевная «Встреча друзей», положенная на музыку донбасского композитора Евгения Мартынова, им же впервые и исполненная… В конце 1960-х Рождественский познакомился и подружился с Муслимом Магомаевым, который не только пел песни на стихи поэта, но и писал для них музыку. В общей сложности он исполнил более двадцати песен на стихи поэта. Среди них – «Торжественная песня», «Ноктюрн», «Загадай желание», а также пронзительная «Баллада о маленьком человеке». Помимо Магомаева, песни на стихи Рождественского исполняли Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Тамара Гвердцетели и многие другие легенды отечественной эстрады. Поют песни Роберта Рождественского и солисты ансамбля «Донбасс», и каждое произведение этого автора – украшение репертуара.
Судьба благоприятствовала Рождественскому на протяжении всей его творческой жизни, и даже непродолжительная опала, вызванная конфликтом с Никитой Хрущевым в последний год его пребывания у власти, не отразилась на популярности поэта. Поразительно то, что Рождественский, будучи обладателем ключевых государственных премий, автором множества поэтических сборников и действительно всенародным поэтом, считал, что такого ошеломительного успеха он не заслужил. «Его неуверенность в себе была огромной, он думал, что эта популярность – ошибка. «Мне кажется, я взял чужой билет», – писал он. Многие хотели, чтобы им досталось как можно больше славы, а Роберт… Он не понимал, что творится вокруг него, и как-то этого даже побаивался. Когда он оказывался в толпе, он прикрывал свое узнаваемое лицо рукой, как бы пытаясь спрятаться от любопытных взглядов», – рассказывала в книге «Долгая любовь моя» супруга Рождественского Алла Киреева. Впрочем, от славы, народной любви и долгой благодарной памяти прижизненная скромность Рождественского так и не спасла. Его стихи и песни по-прежнему звучат со многих сцен – и будут звучать, переходя от поколения к поколению, потому что его творчество – это воплощение биографии нашего народа, сотканной из тысяч событий и миллионов судеб.
Предлагаем вниманию песню «Встреча друзей» на стихи Роберта Рождественского в исполнении солиста Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» Евгения Васькина и солистов МДТ им. М.М. Бровуна народного артиста ДНР Дмитрия Фёдорова и заслуженного артиста ДНР Александра Филатова.