Американский кинобоевик «Криминальное чтиво» смотрели, пожалуй, если не все, то очень многие, и мелодия, ставшая саундтреком к нему, у зрителей на слуху. Впрочем, слышало её гораздо большее количество людей, чем аудитория фильма, – по той простой причине, что мелодия «Misirlou» появилась задолго до рождения Квентина Тарантино. Сегодня в заключительном материале первой части культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» рассказываем об этом произведении с интересной историей.
Как утверждает англоязычная Википедия, своё начало произведение берёт в 1919 году, причём в качестве не мелодии, а песни, запись которой принадлежит египетскому музыканту Саиду Дарвишу. Эта версия исполнялась на арабском языке и называлась «Bint Misr» — «египетская девушка» (Миср — самоназвание Египта). Следующая веха в истории композиции – 1927 год, Греция. Поскольку страна тогда находилась в составе Османской империи, название песни прозвучало по-турецки — «Misirlou» (что также означает «Египтянка»). В 1927 году произведение записал греческий музыкант Тетос Димитреадес, а тремя годами спустя — ещё один грек, Михалис Патринос. Именно благодаря записи Патриноса о песне узнали в США.
В 1941 году греко-американский преподаватель музыки Ник Рубанис записал инструментальную версию произведения в джазовой обработке, а в 1945 году под неё начинают танцевать греческие народные танцы, видоизменив мелодию соответствующим образом. Восточная версия полюбилась слушателям, многие даже стали считать произведение народным. Впрочем, это был ещё не пик её популярности. Спустя 17 лет, в 1962 году, в США на одном из концертов короля сёрф-гитары Дика Дейла кто-то спросил у музыканта, сможет ли он сыграть что-либо сходу на одной струне. И Дик сыграл именно «Misirlou», которую слышал от своего дяди-ливанца (тот исполнял её на арабском струнном инструменте уд). Впоследствии Дейл модернизировал произведение, максимально ускорив его темп, усилив громкость и добавив к гитарному соло пронзительные азиатские струнные. Эта версия под названием «Misirlou Twist» вошла в первый альбом Дейла и вышла в том же 1962 году на сингле.
Позже Дик записал новую версию, где гитара обогатилась эхом и стала более напористой, визжащие струнные исчезли, а вместо них появился боевой саксофон. И, наконец, в 1994 году мелодия «Misirlou» прозвучала в масштабе многомиллионной аудитории, став саундтреком к фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Режиссёр утверждал, что именно «Misirlou» вдохновила его снять фильм с тем же «настроением обречённости», которое он услышал в этой музыке.
Композиция приобрела феноменальную популярность, и впоследствии прозвучала с экранов ещё не единожды – уже в работах других авторов. В первую очередь здесь стоит упомянуть ещё одного культового режиссёра – Люка Бессона и его «Такси». Также «Misirlou» можно услышать в фильме Лэнса Манджиа «Шестиструнный самурай». В 2005 году группа The black eyed peas использовала мелодию «Misirlou», выпустив сингл под названием «Pump It». Не забыла легендарное произведение и его исконная родина – Греция: в 2004 году «Misirlou» было исполнено на церемонии закрытия Олимпийских игр в Афинах. А сегодня в рамках культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» легендарная композиция звучит в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс» под управлением Петра Рыжова.