Почти 45 лет назад, в 1976 году, французский режиссёр и сценарист Франсис Вебер снял художественный фильм «Игрушка» (фр. Le Jouet) с Пьером Ришаром в главной роли. Картина посвящена взаимоотношениям безработного журналиста и избалованного мальчика – сына богача, и, через призму этих взаимоотношений, вопросам извечных человеческих ценностей. «Игрушка» нашла искренний отклик у зрителей, которые отмечали не только качественный сценарий и блестящую работу актёров, но и шедевральную музыку, придавшую работе прекрасную огранку и завершённость.
Автором музыкальной составляющей «Игрушки» стал французский композитор румынского происхождения с русским именем – Владимир Косма. Выходец из семьи музыкантов в нескольких поколениях, он унаследовал талант своих родных и добился широкой известности как скрипач и дирижёр, но больше всего – как композитор кино, написавший до настоящего времени свыше 200 саундтреков. В молодом возрасте переехав из родного Бухареста в Париж, он обучался в школе музыки Нади Буланже, затем познакомился с Мишелем Леграном и аранжировал его мелодии. Благодаря этому сотрудничеству и счастливому стечению обстоятельств Косма попал в киноиндустрию: режиссёр Ив Робер обратился к Леграну за музыкой для своего нового фильма, но маэстро срочно улетал в Америку, и времени на выполнение заказа Робера у него не было. В итоге кинозаказ достался молодому композитору Косма, творческий дебют оказался успешным, фильм «Счастливчик Александр» с его музыкой вышел на экраны, в результате чего сложился творческий тандем Косма-Робер, впоследствии давший миру ещё много прекрасных фильмов. Весьма плодотворным стало сотрудничество композитора и с Франсисом Вебером. «Если вы не смотрели фильм Вебера, то это определённо стоит вашего времени. Многие бы сказали, что эта сатира не растеряла своей актуальности за последние сорок лет. А уж музыка Косма и вовсе выше всяких похвал, это – одна из лучших его работ», – так, например, отзываются критики об их «Игрушке».
Произведения Владимира Косма можно услышать в фильмах, где главные роли исполнили Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Анни Жирардо и множество других замечательных артистов - «Приключения раввина Якова», «Игрушка», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Укол зонтиком», «Инспектор-разиня», «Бум»... И можно без преувеличения сказать, что многие знаменитые сцены, прославившие их, происходили под музыку Косма. Милая ироничность, служащая фоном к мелодиям композитора и помогающая создавать неповторимый стиль этих и других работ, очаровала зрителей всех пяти континентов. В качестве основы для своих мелодий Владимир Косма часто использует румынскую народную музыку, а порой и обработки румынских народных мелодий, как, например, известная «сырба» из фильма «Высокий блондин в чёрном ботинке».
Человек счастливой творческой судьбы, Владимир Косма состоит в пантеоне ныне здравствующих классиков и носит негласный титул «гения французского саундтрека». В настоящее время композитор посвящает себя написанию симфонических сюит, основанных на собственных мелодиях.
В рамках седьмого выпуска культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» предлагаем музыку из кинофильма «Игрушка» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс» под управлением Петра Рыжова. А в дополнение к статье – интересные факты о фильме и его композиторе…
- Сценарий фильма «Игрушка» был написан Франсисом Вебером задолго до начала съёмок. Однажды, проходя мимо большого магазина игрушек, он увидел мальчика, который бился в истерике в то время, как несколько человек пытались успокоить его, держа в руках пакеты с только что купленными игрушками. Придя домой, Вебер написал небольшой рассказ, пролежавший на полке 15 лет, пока о нём не услышал Пьер Ришар. Сюжет настолько увлёк его, что он буквально заставил Вебера начать работу над фильмом.
- Пьер Ришар идеально подходил на роль Перрена, а вот найти ребёнка, сумевшего бы сыграть Эрика, оказалось очень непросто: роль требовала, чтобы зрители всю первую половину фильма ненавидели мальчика, а всю вторую половину – симпатизировали ему. После очередного неудачного кастинга Вебер разговорился с одним из сотрудников съёмочной группы и тот показал ему фотографию свою десятилетнего сына Фабриса Греко. Вебер пригласил мальчика на пробы и вскоре утвердил его на главную роль. Она принесла ему такую популярность, что от внимания поклонников в буквальном смысле у юного Фабриса случился нервный срыв. Родители запретили выходить ему из дома, а на все предложения о съёмках в других фильмах отец мальчика выставлял непомерную цену. В итоге предложения иссякли – на радость всей семье. Сегодня 55-летний Фабрис работает веб-дизайнером, живёт с супругой и дочерью в Париже и избегает контактов с прессой.
- В подарок на свой пятый день рождения Владимир Косма получил скрипку, а уже в восемь лет юный музыкант начал давать концерты вместе с отцом. Первое фортепиано в маленькой бухарестской квартире появилось намного позже – когда мальчику было уже 12. Именно тогда он начал сочинять свои первые мелодии, открыл для себя фольклорную музыку и джаз, отголоски которых отчётливо слышны в его лучших саундтреках.
- Альтернативой музыкальной карьере для Владимира был большой спорт – поскольку мать будущего композитора не только писала музыку и играла на скрипке, но и являлась чемпионкой Европы по плаванию. Однако всё же любовь к музыке у Косма одержала верх.
Несмотря на популярность и наличие интересных проектов, маэстро, не в пример Леграну, не согласился ни на одно предложение из Штатов. По его собственному признанию, американская мечта никогда его не манила. Кроме того, Косма боится авиаперелётов. Даже на свои гастроли в Москву и Санкт-Петербург он принципиально добирался поездом.