Мелодия из фильма «Цыган» режиссёра Александра Бланка по своему звучанию совсем не цыганская, что не помешало ей завоевать любовь миллионов телезрителей и войти в золотой фонд отечественных саундтреков. Модные ди-джеи делают на её основе современные аранжировки, нередко «Встречу» можно услышать и в качестве телефонного рингтона. Всё это говорит о несомненном успехе произведения и мастерстве её создателя.
Написал «Встречу» композитор Валерий Зубков – на тот момент малоизвестный провинциальный автор, недавний выпускник Минского музучилища, приехавший в Москву. Попасть в большой кинематограф он практически не имел шансов: ни высшего образования (а, следовательно, и членства в Союзе композиторов), ни партбилета в кармане – замкнутый круг… Но, как зачастую бывает, вмешался случай – знакомство с актрисой Майей Булгаковой (кстати, нашей землячкой-краматорчанкой), сыгравшей в «Цыгане» соседку главной героини. Она привела нового друга на съёмочную площадку и убедила музыкального редактора закрыть глаза на полное отсутствие у композитора званий и регалий. По словам сына Валерия Зубкова Игоря (тоже композитора), актриса даже решилась на аферу, приписав в документах, что её протеже является членом Союза композиторов.
Зубков понимал, что второй возможности пробиться в большое кино у него не будет, поэтому подошёл к написанию музыки сверхсерьёзно – он целый месяц не отходил от инструмента. Однако результат его работы режиссёра разочаровал. Буквально Бланк сказал следующее: «У меня в кадре – цыган в забрызганных сапогах. Я ждал чего-то по-настоящему цыганского, а вы мне принесли какого-то Поля Мориа!». Для композитора эти слова прозвучали убийственно. Его видение оказалось непонятым, а написать так, как считал нужным режиссёр, он не мог. Но здесь опять вмешалась Булгакова и пригрозила режиссёру коллективным бойкотом актёров, задействованных в фильме, если музыка Зубкова будет отвергнута. «Она сказала слова, которые стали пророческими: «Саша, вот ты умрёшь, дай Бог тебе здоровья, а музыка Валеры из фильма «Цыган» останется и будет популярна во всей стране!», – рассказывает Игорь Зубков. Вышло именно так, как говорила актриса, к сожалению, впоследствии трагически ушедшая из жизни. Увы, на сегодня уже нет в живых практически всех ключевых персон этой картины, – а музыка из неё продолжает звучать, пробуждая в наших сердцах светлую грусть и тёплые нотки ностальгии.
В рамках культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» предлагаем к прослушиванию «Встречу» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов). А ниже – к ознакомлению с интересными фактами о фильме и музыке к нему:
- «Цыган» Александра Бланка – вторая по счёту экранизация одноимённого романа Анатолия Калинина. Первую же создал Евгений Матвеев в 1967 году, где сам сыграл Будулая, а на роль Клавдии взял Людмилу Хитяеву;
- Некоторое время назад знаменитая мелодия обрела слова – их сочинил исполнитель шансона Александр Лепейко (Поручик). Вначале поклонники советского Будулая насторожились: зачем гениальной мелодии нужен текст? Но впоследствии песня «Моя дорога» была оценена и принята аудиторией;
- Часть эпизодов фильма снималась на родине автора книги и по соседству с нами – в Усть-Донецком районе Ростовской области. В «роли» дома главной героини был снят настоящий казачий курень, построенный лет за сто до съёмок. Есть информация, что он стоит до сих пор;
- После дебютного «Цыгана» Валерий Зубков также написал музыку ещё к 12 фильмам, в числе которых «Отцы и дети», «Вторжение» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Продолжение истории о Будулае с музыкой Зубкова было снято в последний год его жизни (Зубков умер в возрасте 45 лет). На могильном памятнике композитора выгравирована строчка из песни «Долгая дорога» к фильму «Цыган» («Добрая дорога в жизни после нас...»).