«…Я пришел домой, сел за рояль, что-то такое сыграл. И сразу не понял, что сыграл. Но понял, что это надо обязательно вспомнить. Ну и вспомнил: так эта музыка, придуманная сразу и набело, стала главной темой фильма». Это – фрагмент воспоминаний выдающегося композитора современности, мэтра электронной музыки Эдуарда Артемьева о работе над картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих». Накануне 30 ноября композитор отпраздновал свой день рождения, и сегодняшний выпуск культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» – в его честь.
В первую очередь Эдуард Артемьев известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Кроме того, плодотворным стало сотрудничество Эдуарда Николаевича с такими видными российскими режиссёрами, как Вадим Абдрашитов, Денис Евстигнеев, Александр Прошкин, Александр Фокин, Павел Чухрай, Карен Шахназаров. В общей сложности на счету композитора около 200 саундтреков к кинофильмам, к тому же он является автором музыки более чем к 30-ти театральным постановкам. «Артемьев великолепно чувствует экран, – отмечает Вадим Абдрашитов, с которым музыкант сотрудничал в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд». – Он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». А вот ещё один отзыв: «Эдуард Артемьев – гораздо шире и масштабнее, чем «просто» композитор кино. Как точно сказал Святослав Бэлза на одном из концертов, посвящённом музыке Артемьева – Артемьев именно с о а в т о р фильмов, для которых сочиняет музыку, более чем обычный композитор-«иллюстратор».
…Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Скрябина, Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини... Судьбоносным для молодого музыканта стал 1960 год, когда он получил диплом Московской государственной консерватории имени Чайковского и познакомился с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлёк группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка, активным популяризатором которой стал Артемьев. Его плотная работа в данном виде искусства принесла ему не только отечественную, но и мировую славу: сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии. А его композиция «Три взгляда на революцию», написанная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже в 1989 году. «Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, – писала газета «Diario de Lisboa» об Артемьеве. – Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии».
Буквально сразу же, как только Артемьев проникся электронной музыкой, его опытами заинтересовались и кинематографисты. Собственно, Эдуард Артемьев стал одним из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронное звучание в кинофильмах. Поскольку дело происходило в начале 1960-х годов, проходивших под знаком активного освоения космоса, музыкальные эффекты Артемьева, подчёркнутые «неземным» звучанием, ожидаемо использовались в первую очередь в кинолентах о космосе. Первой картиной на его музыку стал фантастический фильм «Мечте навстречу» Михаила Карюкова и Отара Коберидзе. За ним последовал фильм «Арена» Самсона Самсонова, и с тех пор кинематограф прочно вошёл в жизнь Эдуарда Артемьева, став, по его собственному признанию, «прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов».
Эдуард Артемьев является любимым композитором и давним другом кинематографиста Никиты Михалкова. Без его музыки не обошлись «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня», «Урга: Территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Мама»… Одна из недавних работ – «Солнечный удар» по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина «Окаянные дни». Картина получила премию «Золотой орёл-2015» в номинации «Лучший фильм». И, безусловно, отдельное место в их творческом сотрудничестве занимает «Свой среди чужих, чужой среди своих» — советский кинофильм в жанре истерн, вышедший в широкий прокат в ноябре 1974 года. Фильм стал дебютной полнометражной работой режиссёра Никиты Михалкова, в основу которой легла его с Эдуардом Володарским повесть «Красное золото», написанная на основе заметки в газете. Главные роли в фильме исполнили Юрий Богатырёв, Александр Кайдановский и сам Никита Михалков.
По воспоминаниям Эдуарда Николаевича, работа над музыкой к фильму продвигалась легко и стремительно, это был настоящий творческий полёт. После встречи с режиссёром, который на словах рассказал, чего хочет, и продемонстрировал примеры из американского кинематографа, Артемьев «просто сел и сыграл» главную музыкальную тему фильма.
Сорок лет спустя под аккорды темы «Свой среди чужих, чужой среди своих» был погашен олимпийский огонь на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Давайте сегодня послушаем это прекрасное произведение в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс».
Напомним, в мае 2019 года Эдуард Артемьев впервые в своей жизни посетил Донецк, выступив на сцене Донецкой филармонии, и его визит к нам стал колоссальным событием для культурной жизни Республики. Желаем композитору крепкого здоровья и вдохновения ещё на долгие годы! А в качестве бонуса к статье предлагаем вниманию высказывания Эдуарда Артемьева, раскрывающие суть его композиторского таланта и секрет успеха его музыки.
«Для меня самое сильное «оружие» музыки – её эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать».
«Киномузыка – это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей».
«Я, как правило, отдельно от фильма существую. За всю жизнь был раза три на съемках картин, к которым писал музыку. Это всё потеря времени, я считаю. Каждый должен заниматься своим делом».
«Музыка позволяет пробить некий канал к Господу, насколько это возможно, достучаться до Него. Когда ты чувствуешь, как нечто неуловимое словно прикасается к тебе, – возникает волшебное, ни с чем не сравнимое ощущение».