История аниме (японской анимации в характерном стиле) берёт начало в XX веке, когда кинорежиссёры из Страны восходящего солнца начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Первое знакомство с мейнстримом аниме на уровне российской аудитории состоялось намного позже – во время «видеобума» конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стала доступна видеопродукция, распространяемая «видеопиратами» или копируемая в частном порядке. Стремительное развитие интернета и цифровых технологий способствовало популяризации жанра аниме, и уже в начале 2000-х годов японская массовая культура занимает прочное место в российском пространстве, постепенно формируясь в отдельный культурный пласт. Появляются тематические фестивали, компьютерные игры, а на теле- и киноэкранах демонстрируются аниме-фильмы, увлекая не только миллионы детей и подростков, но даже вполне взрослых людей.
Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в традиционном кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются именитые певцы, группы и композиторы. Один из таких талантливейших композиторов современности – всемирно известный Джо (Дзё) Хисаиси (псевдоним, настоящее имя музыканта – Мамору Фудзисава). Музыкой он начал заниматься с пяти лет, а музыкальным минимализмом, определившим характерное звучание его музыки, Хисаиси заинтересовался во время учёбы в музыкальном колледже. Свой первый альбом «Information» он выпустил в 1982 году. Вскоре японский режиссёр анимации Исао Такахата порекомендовал Хисаиси своему младшему коллеге Хаяо Миядзаки для написания сопровождающего альбома к произведению «Навсикая из Долины Ветров». Работа над «Навсикаей» прославила Хисаиси. В благодарность он работал над всеми последующими фильмами Миядзаки. Один из них, вышедший на экраны в 2004 году, – «Ходячий замок», снятый по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Интересно, что, по словам самого режиссёра, прообраз замка Хаула — не что иное, как русская избушка на курьих ножках. Работа была номинирована на 78-ю премию «Оскар» (2006) в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм», но уступила мультфильму «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня». Впрочем, этот факт не умалил значимости этого шедевра – равно как и других, созданных этими авторами. Миядзаки называют гением «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». В его необычайных мирах грань между реальным и фантастическим так условна, что, кажется, нет ничего естественнее их неразрывности. Точно так же звуки, легко отрываясь от пальцев музыканта, летят, увлекая слушателей в иные измерения. Именно эта способность к преодолению границ легла в основу идеи объединения современного аниме и живого звучания камерного оркестра, струнных и фортепиано. Чудесная музыка и мастерство художника будят воображение, погружают в созерцательное настроение и сопровождают слушателей в удивительном путешествии вместе с любимыми героями аниме.
Добавим, что Дзё Хисаиси рекордное количество раз (четыре) получал награду Японской Киноакадемии в номинации «Лучшая музыка к фильму». Три из них — награды за музыку к фильмам Такэси Китано («Сонатина»), «Ребята возвращаются», «Фейерверк». Также он написал для Китано саундтреки фильмов «Сцены у моря», «Кикудзиро», «Брат якудзы» и «Куклы». Кроме того, композитор выпустил более 15 сольных альбомов. Он неоднократно выступал и записывался вместе с Лондонским филармоническим и Чешским филармоническим оркестрами. Особенно тесные отношения связывают Хисаиси с Новым японским филармоническим оркестром: в 2004 году он возглавил формирование внутри него так называемый Мировой оркестр мечты (англ. World Dream Orchestra), исполняющий (преимущественно в летние месяцы) лёгкую для восприятия классическую и современную музыку. Одержимый идеей совмещения классической и современной музыки с приемами симфонического письма, Хисаиси собрал в рамках оркестра лучших музыкантов и составил оригинальную программу, которая по сей день пользуется популярностью во всём мире.
В рамках культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» приглашаем послушать композицию гениального японца из фильма «Ходячий замок» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр – Пётр Рыжов).