Любимый миллионами зрителей фильм «Берегись автомобиля» стал «первой ласточкой» в многолетнем творческом сотрудничестве двух гениальных мастеров – режиссёра Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова. Звучащая в картине мелодия вальса признана одной из самых узнаваемых в мире киномузыки.
Интересно, что на мысль стать композитором юного Андрея натолкнул тоже вальс – точнее, просмотр фильма «Большой Вальс» об Иоганне Штраусе. К слову, Петров был очень разносторонним композитором: он писал оперы и балеты, симфонические произведения и инструментальные концерты, а также музыку к театральным спектаклям. Так, всемирное признание получил балет Андрея Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников. Симфонии Петрова исполняли многие известные дирижеры: Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Дмитриев, Евгений Колобов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония). Однако именно киномузыка принесла Андрею Павловичу любовь не только лишь ценителей классической музыки, а поистине всенародную. Его мелодии по сей день нам кажутся тёплыми и родными.
Кинодебютом Петрова стала музыка к фильму «Мишель и Мишутка», а вслед за ним в 1962 году на экраны выходит «Человек-амфибия» – один из самых популярных фильмов в истории СССР (в первый год проката его посмотрело 65 миллионов человек). Музыка Андрея Петрова, прозвучавшая в этой картине, стала её прекрасным обрамлением и ожидаемо полюбилась зрителям. Неудивительно, что после оглушительного успеха «Человека-амфибии» композитора засыпали творческими предложениями, и с тех пор музыка Андрея Петрова стала стабильно сопровождать фильмы лучших режиссёров СССР: «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три» и «Осенний Марафон» Георгия Данелии, «Белый Бим, Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого... Главным же творческим тандемом в этом контексте стало сотрудничество Андрея Петрова с Эльдаром Рязановым, подарившее зрителям такие киношедевры, как «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) и другие. Всего же за период с 1961 года и до конца своей жизни Андрей Петров написал музыку к 75 фильмам.
Можно сказать, что на музыкальное оформление фильма «Берегись автомобиля» в таком виде, в котором мы его знаем и любим, в какой-то мере повлияла замена исполнителя главной роли. Изначально сценарий картины Рязанов писал «под» Юрия Никулина, однако тот уехал на продолжительные гастроли, и в итоге роль Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Картина, снимайся в ней Никулин, оказалась бы иной – более эксцентричной и весёлой. Смоктуновский же сместил характер главного персонажа в сторону грусти и некоей странности, и музыка Андрея Петрова максимально органично вписалась в полотно картины. Его минорный вальс стал музыкальной иллюстрацией характера Юрия Деточкина. «Вальс Андрея Петрова – это ещё один вариант Деточкина, инобытие его души, хрупкой, но и ускользающей, беззащитной, но и склонной к мистификации, а главное – всё возвращающейся на место, где была, к прежнему помыслу, к прежним неистребимым надеждам», – писали кинокритики.
А вот – отрывок из книги Бориса Ароновича Каца «Простые истины киномузыки», который хотелось бы привести целиком.
«…Этот всем знакомый Вальс можно услышать где угодно – в концерте, с пластинки, в радиопередаче, но только не там, где, казалось бы, проще всего его услышать – не в фильме «Берегись автомобиля». Ибо там звучат лишь различные его фрагменты, более или менее протяжённые. Сам же Вальс – от начала до конца, как цельное музыкальное произведение, как «опус» – ни разу не звучит.
На звуковой дорожке киноленты возникают и исчезают то одни, то другие «вальсовые кусочки», почти всегда обновляя свой звуковой облик: меняются темпы и тембры, фактура и ритмика, а значит, меняется и смысл звучания… Перемена экранного изображения изменяет и смысл звучащей вместе с ним музыки. И каждый раз в её звучании проступают новые смысловые оттенки. Мелодия словно кружится. Она звучит в тот самый момент, когда на экране возникла кольцевая развязка шоссейных дорог, и по этому кольцу-карусели помчалась «Волга» с Юрием Деточкиным и преследующий ее мотоцикл со старшиной ГАИ. Все медленнее и медленнее на подгибающихся от страха ногах подходит Деточкин к задержавшему его автоинспектору, и с каждым шагом замедляется кружение вальса. Типичную автодорожную ситуацию музыка превратила в сцену из балета. Мы слышим вальс, когда незадачливый похититель автомашин, хромая на покалеченную ногу (владелец машины использовал волчий капкан в качестве противоугонного средства), доковылял до квартиры невесты и на тревожный ее вопрос горестно пожаловался: «Да вот, понаставили всюду капканов…» Мелодия звучит, когда Деточкин в чересчур тесном соседстве с двумя конвоирами катит в машине с зарешёченными окнами! Когда Деточкин, выбросив в реку «гаечные ключи», отмычки, бутылку с подсолнечным маслом и картотеку учета жуликов» торжествует разрыв (увы, – временный) со своей преступной, хотя и благородной по намерениям деятельностью.
Вальс – первая любовь кинематографа, он остается сильнейшей привязанностью киномузыки Андрея Петрова, и почти всегда служит знаком расположения к тем персонажам, кому вальс адресован. В фильмах с музыкой Петрова вальсом награждают».
P.S. Фильм «Берегись автомобиля» был награждён почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же 1966 году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почётный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.
В рамках онлайн-проекта ансамбля «Донбасс» «Золотые мелодии экрана» предлагаем послушать композицию «Вальс» из фильма «Берегись автомобиля» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов).