Page 256 - Letopis
P. 256
При исполнении
НАТАЛЬЯ ГОЛУБЕВА учитель русского языка и литературы
школы № 71 им. П.Ф. Батулы,
г. Донецк, Куйбышевский район
Прожив более полувека, зная о войне из книг и фильмов, я ни на минуту не могла
представить, что эта страшная участь коснётся лично меня, моей семьи и моего
города.
26 мая 2014 года над нашей школой летали самолёты, а мы не могли понять,
что происходит и что нам делать, – ведь шёл урок, и в классах были дети, за
которых мы несём ответственность. Через несколько часов – страшная новость: на
железнодорожном вокзале под тем, самым первым, обстрелом погиб наш выпускник
Владик Кравченко, которого все очень хорошо помнили…
Лето 2014-го было в огне
и безысходности: постоянные
обстрелы, отсутствие электричества
и воды – подстанция и водопровод
были разрушены. Я сейчас
вспоминаю то лето и думаю – как
мы пережили то время, как не сошли
с ума от переживаний за близких?..
Моя мама и семья моего брата
находились в августе в Иловайском
«котле», жили в подвале 19 дней…
В сентябре, особенно во второй
половине, стало спокойнее, было
принято решение начать учебный
год с 1 октября. Ребята пришли
с готовностью учиться. Их было Погибший Владислав Кравченко
мало, но надо было видеть эти лица – лица детей, переживших столько, сколько не
каждому взрослому под силу. Торжественная линейка длилась 10 минут, после чего
все разошлись по классам.
Но внезапный артобстрел прервал учебный процесс, который едва успел
начаться. В Киевском районе в этот день в школе № 57 погиб учитель, дети чудом не
пострадали. Было объявлено: обучение будет дистанционным. Учителя вывешивали
на дверях школы задания; родители приходили, звонили по телефону, разговаривали в
скайпе. Все переживали, что будет дальше. Между тем усилились военные действия,
ужесточились обстрелы. Несколько попаданий в нашу школу нанесли ощутимый
ущерб: здание начальной школы осталось без крыши, всё здание – без стёкол, на
долгое время – без отопления, воды и электричества. Невозможно выразить словами
свой страх, когда от свиста снарядов немеют ноги, холодеет спина, а глаза ищут место,
куда можно упасть в случае необходимости…
В середине февраля 2015-го ребята начали приходить в школу на занятия, их
приводили родители и оставались до окончания занятий. Представьте картину: в
классе – минусовая температура, дети сидят за партами в куртках, пальто и перчатках,
положив на стулья подушечки и покрывала для тепла. Перед ними у доски – учитель,
объясняющий материал, и тоже в верхней одежде...
Позже, когда занятия в следующем году стали стабильными и школа была
отремонтирована, мы с ребятами, вместе пережившими ту зиму, вспоминали весь
256