13 апреля – юбилейный день рождения Евгении Яковлевны Железняк, проработавшей без малого шестьдесят лет актрисой Донецкого театра кукол. За время работы создала около ста разноплановых ролей. Число сыгранных ею спектаклей перевалило, пожалуй, за несколько десятков тысяч. А если на каждом представлении зритель хотя бы раз улыбнулся, глядя на героев актрисы, представьте себе, сколько радости прибавилось на свете!
Евгения Железняк из тех актёров, на которых держался театр и держится, потому что она хоть и ушла недавно на заслуженный отдых, но многие роли свои, как эстафету, передала молодым артистам. К тому же воспитала театральную династию: в театре работает её дочь Ирина Каракаш – ведущий мастер сцены, заслуженная артистка Украины. Так что для Евгении Железняк театр был и остаётся родным домом.
Поздравляем Евгению Яковлевну с красивым юбилеем! Будьте здоровы, счастливы и молоды!
А вниманию читателей портала «Культура Донбасса» предлагаем фрагменты публикаций разных лет о блестящей актрисе и замечательном человеке Евгении Железняк.
«ДВЕ АКТРИСЫ НА ОДНОЙ КУХНЕ» - газета «Мелочи жизни» , 1997 г.
Из интервью с Ириной Каракаш – дочерью Евгении Железняк.
- Ирина, когда состоялась ваша первая роль в театре?
- В младенческом возрасте. Да-да, не удивляйтесь. Мама рассказывала, что в спектакле «Мальчиш-Кибальчиш» была сцена боя. Я лежала себе в каком-то ящике за ширмой, а когда начались звуковые и световые эффекты стрельбы, испугалась, начала кричать: «Мама!» Мама подхватила одной рукой меня, другой – куклу и довела сцену до конца. Режиссёр был в восторге, ещё бы – такая достоверность!
- Какая мама в жизни? У вас похожие характеры?
- Мама дома – Атаманша, которую она играет в «Снежной королеве», а я скорее Золушка. Но при всей своей мягкости чувствую в себе мамин напор, а мама при всём своём напоре бывает удивительно мягкой.
- Наверное, это и в ролях проявляется?
- Конечно. Например, Фея в «Золушке» - воплощение женственности, доброты и волшебства. А какая у неё колоритная Баба в «Ивасике-Телесике»! Помню, будучи студенткой, приехала из Харькова на каникулы и с вокзала – прямо в театр, а там как раз репетиция, звучит колыбельная в мамином исполнении, да так задушевно, тепло, а я так соскучилась по маме, что сразу – ком к горлу, и потом, сколько ни слушала эту колыбельную, всегда – волнение и слёзы.
- А был спектакль, где вы играли вместе?
- Был, и не один. Был случай, когда я записала вместо неё песню. Голоса у нас похожи, и никто ничего не заметил.
- Наверное, вы и на кухне обсуждали свои роли?
- Бывало, но чаще это не долгие разговоры, а короткий обмен мнениями, где достаточно полуслова или даже полувзгляда.
- Принято считать, что актрисы – плохие хозяйки…
- Мама – отличная хозяйка: и порядок у неё царит, и кулинарка она превосходная.
«КУКЛУ ВОДИТ НАИЗУСТЬ» - газета «Донецкое время», 2018 г.
Из интервью с Лидией Егоровной Рябовой – завтруппой, в прошлом актрисой, много лет проработавшей с Евгенией Яковлевной в одной творческой группе.
- Первая встреча с Женей была мистической. Тогда у неё уже родился сын. Женя предстала передо мной невероятно красивая в белом платье c младенцем на руках, словно Мадонна... Она – удивительный человек и для меня огромное счастье работать с ней и дружить на протяжении долгих лет. Евгения хорошо знает детскую психологию и очень точно попадает в детский характер. Но это не мешает ей играть всевозможных отрицательных героев: Ведьму, Шакала, Мачеху Золушки. И вместе с тем – Фею. Близки ей и материнские образы. Она из тех актёров, что «куклу водит наизусть», то есть, чувствует куклу. Её актёрский диапазон очень широк. Кроме того, она очень ответственный и надёжный человек (много лет наряду с актёрскими выполняла обязанности помощника режиссёра).
Евгения – наша железная леди, с которой можно плакать, смеяться, говорить или молчать. Она – надёжный друг. В ней сочетаются мужское и женское начала. Её фамилия Железняк – мужская, сильная, передающая железный характер, а сердце – мягкое, женское и всегда открытое людям.
«А ВОТ И Я…» - газета «Вечерний Донецк», 1993 г.
Из рубрики «Актёры и роли».
Среди сыгранных актрисой ролей множество девчонок и мальчишек с разными судьбами, темпераментами, характерами: непослушный Иванушка, зловредный Плохиш, доверчивый Малыш, несговорчивая Крапинка – всех не вспомнишь. А сколько в её репертуаре всевозможных зверушек – Белочка, Обезьяна, Рыжий кот, Волк, Заяц, Лиса, Ворона, Муравей – это тоже характеры, к которым надо ещё прибавить любовь к животным, знание их повадок, наблюдательность… Бывали в её репертуаре и эксклюзивные образы, например, роль Тарелки. И получился яркий образ! У неё не может не получиться. А в спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина она блестяще сыграла роль… Избы. «А вот и я, а вот и я, а вот и я молОдая!» - с такой задорной песни начинается эта роль в «живом плане». На актрисе – русский наряд, расписной кокошник, коромысло на плечах – высокая, статная, ядрёная – настоящая русская красавица! А с какой удалью поёт да при этом приплясывает! Смотришь и не можешь глаз оторвать. Этот яркий, запоминающийся образ невозможно было бы создать, не обладая такими качествами, как безграничная щедрость души, безоглядная доброта и широта натуры. Одним словом, талант – актёрский, и человеческий!
Евгения Железняк из тех актёров, на которых держится театр и которые остаются навсегда в его истории. А ещё она из тех людей, что притягивают как магнитом. Может быть, потому, что в трудную минуту она обязательно окажется рядом, напомнит о себе: «А вот и я!»
Светлана Куралех,
руководитель литературно-драматургической части
Донецкого республиканского академического театра кукол