22 ноября исполняется сорок дней, как не стало директора Донецкого республиканского академического театра кукол, заслуженного работника культуры Украины Виктора Старикова. Предлагаем воспоминание о Викторе Михайловиче руководителя литературно-драматургической части театра кукол Светланы Куралех.
Это интервью было задумано в конце сентября. Мы договорились с Виктором Михайловичем не откладывать в долгий ящик предварительный разговор, чтобы без суеты согласовать вопросы – ответы и подготовить материал к его юбилейной дате 2 января 2021 года. Казалось, времени до этого дня было более чем достаточно, но уже через несколько дней он пригласил меня в свой кабинет и торжественно вручил увесистую папку:
- Вот вам ответы на все вопросы.
Папка была хорошо мне знакома. В ней каждая бумажка знала своё место и была готова по команде хозяина прояснить доверенный ей вопрос. Папка – образец для подражания мне, как завлиту. Бывало, ищу какой-нибудь протокол или важное письмо, а директор достаёт его из своей папки со словами «Простите, что копия…»
Для интервью предстоял ещё разговор по душам.
И вдруг… 14 октября случилось непоправимое.
… Перелистываю папку – о чём-то мы успели поговорить. Вспоминаю вопросы – на какие-то он успел ответить, например:
- Трудно быть директором?
Ответ: - А Вы попробуйте!..
Однажды мне представилась такая возможность. Когда театр остался без главного режиссёра. Виктор Михайлович был назначен художественным руководителем, а я – заместителем по творческим вопросам. На время одной из командировок он оставил меня в качестве временно исполняющей обязанности директора. Вот когда я почувствовала, что такое брать на себя ответственность и принимать решения. Еле дождалась возвращения Старикова и встретила его четверостишием:
А если мудро рассудить,
А если здраво разобраться,
То куклами руководить –
Не в куколки играться!
Строчки пришлись ему по душе, и он цитировал их в подходящие для этого моменты.
Он вообще любил цитаты. Иногда произносил, а то и напевал целые фрагменты из спектаклей, например, «Наталка-Полтавка», «Сильва» или «Дон Карлос». И это всегда было к месту. Знал стихи наизусть. Особую привязанность проявлял к поэтам 18 века. Василий Курочкин был на первом месте.
Круг его посетителей не ограничивался работниками театра. К нему приходили коллеги из других театров, филармонии, цирка, ученики из Донецкой музыкальной академии и люди самых разных профессий по самым разным вопросам. Он был коммуникабельным человеком и умел находить общий язык с каждым.
Часто с порога мог приветствовать гостя строчками Алексея Апухтина:
… Входите, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Все эти почести, приветствия, поклоны...
Это сразу создавало атмосферу, в которой можно было и пошутить, и решать серьёзные проблемы…
Вспоминаю его первое появление в нашем театре. Апрель 1992 года. На собрании коллектива нам представляют нового директора Виктора Михайловича Старикова.
Перешёптывания в рядах:
- Кто? Откуда?
- Музыкант из оперы.
(А замечу, что я накануне получила предложение перейти в оперу на должность завлита, но отказалась, поскольку успела привязаться к куклам).
Так вот, Старикова представили – коллектив поаплодировал. Я подошла к новому директору, поздравила и не удержалась от вопроса:
- Как Вы решились из престижного театра оперы и балета перейти в маленький театр кукол, пусть даже на должность директора?
Ответ не заставил себя ждать: - Вы же не захотели перейти в оперу – вот мне и пришлось перейти к куклам.
…Был у меня к нему ещё такой вопрос: - Кем Вы больше себя чувствуете – чиновником или творческим человеком?
Он не успел ответить. Но за время нашей почти 30-летней совместной работы я брала у него не один десяток интервью по разным поводам. Потому позволю себе поразмышлять на эту тему.
Конечно, он был чиновник по должности, настоящий профессионал, лидер, который брал на себя ответственность за судьбу родного театра и за каждого человека в нём. «Спокойно – всё будет хорошо!» – его любимая фраза. Ведь Виктор Михайлович был оптимистом по своей натуре. Он умел вселить в жизнь театра творческий импульс – и в годы его процветания, и в час серьёзных испытаний.
При всех должностных обязанностях Виктор Стариков был творческим человеком. Он владел уникальным музыкальным инструментом – контрабасом, воспитал десятки прекрасных учеников...
Он был театральным человеком и просто Человеком – интеллигентным, порядочным, родным. Было в нём ещё одно качество – он сохранил детскость в душе, которая ему помогала работать в театре кукол.
…Он ушёл внезапно. Мне кажется, что он уехал на гастроли, что он скоро вернётся и я услышу: «Входите, я вам рад!»