В день самого сложного, прекрасного и захватывающего певческого искусства – Всемирного Дня Оперы (25 октября) предлагаем интервью с заслуженной артисткой Украины Нарожной Наталией Павловной, которая  рассказала о выборе профессии, о тонкостях работы и о своей любви к оперному исполнению.

НарожнаяНаталия Нарожная – заслуженная артистка Украины, солистка оперы, ведущий мастер сцены Донбасс Оперы, преподаватель кафедры академического пения и актерского искусства Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева.

 - Вашей карьере уже более 20 лет, это много или мало для оперной певицы?

Для оперной певицы это достаточно, но мне мало. Хочется как можно дольше петь! Петь яркие партии, выходить в интересных проектах, потому что чувствую, что я еще очень много могу.

- Как Вы поняли, что хотите заниматься оперой? Это мечта детства или это случайное стечение обстоятельств?

Это не случайно. В детстве, когда мне было 4 года, я родителям сказала, что буду оперной певицей. Я всегда была целеустремленная.

В моей семье пели родители. Папа писал стихи, мама очень любила и любит петь (за любое дело берется с песней). Меня все время сопровождали музыка и пение, а чуть позже, когда я осознала, что не могу без песен, мои родители меня определили в ансамбль «Зернышко», и в Луганске я начинала свой вокальный путь. Потом родителям сказали, что девочка одаренная и ей нужно продолжать учебу.

У нас была музыкальная школа № 5, очень не просто было туда поступить, но я прошла конкурс и поступила, но ненадолго. Я, как настоящая певица – люблю петь, люблю свободу, а там нужна была систематическая игра на фортепиано. У меня техника была хорошая, я закончила 4 года музыкальной школы, потом у меня был перерыв, затем – спортивная карьера, я кандидат в мастера спорта по легкой атлетике – отсюда целеустремленность и желание достичь результатов.

- Если говорить о спорте, нужно ли артистам оперы заниматься спортом, соблюдать какие-то диеты?

Вы знаете, никогда и никому спорт не мешал. Это для общего укрепления здоровья, а также для фигуры. Но диеты – они противопоказаны, я считаю. Есть такой момент, когда солист готовится к какому-то спектаклю, нужно на время исключить семечки, шампанское, орехи, мед, может быть что-то еще индивидуально для каждого.

- Не жалеете о своем выборе стать оперной исполнительницей?

Нет, не жалею. Никогда не было желания что-то изменить, только что-то приумножить. Благодаря моей профессии я встречаюсь с очень хорошими людьми, очень многому учусь у них и не прекращаю учиться даже несмотря на то, что на сцене уже 20 лет. Низкий поклон всем моим партнерам по сцене, всем дирижерам, с которыми я работала.

- Имеет ли для Вас значение, кто стоит за дирижерским пультом?

Очень важно! Я обосную. У меня был очень хороший преподаватель, профессор, народный артист Украины Тарас Остапович Микитка. Он был моим первым учителем в оперном классе как дирижер, который умел научить, увлечь к тому, к чему только-только делались первые шаги. Он не просто дирижировал схему, он нам рассказывал, почему вот так, а не иначе, говорил «слушайте музыку, слушайте партнера». Благодаря его «расшифровкам» хотелось не просто выучить, а окунуться глубже в свою партию.

Каждый дирижер дирижирует по-своему, вкладывая ту мысль, которую он хочет провести лейтмотивом через спектакль.

 - Кто на кого ориентируется? Дирижер на оперного исполнителя или наоборот?

Раньше были оперные дирижеры, которых учили именно оперному дирижированию. Это очень сложный процесс. У оперников есть свои традиции, которые из года в год исполняются и трактуются именно так и не иначе.

Дирижер должен прислушиваться к солисту, он должен идти за солистом. Вот это очень важно.

- Петь оперы – это дар, талант или все-таки труд?

Дар, талант и труд. Вы не добьетесь ничего без труда. Талант дается тебе Богом, а дар ты развиваешь большим трудом. Все взаимосвязано.

- Как складывается Ваш рабочий день?

Я встаю в 6:40, хотя хочется часов до 10 поспать. В театре обычно с 10 и до 17, до 18 (с перерывом).

Оперный певец – это элита, потому что не каждый может петь оперным голосом, не каждый может быть выносливым, как оперный певец. Настоящий оперный певец – это характер, это стержень, это личность, это человек, который должен быть здоров несмотря ни на что.

- Вы полностью вживаетесь в образ, роль и проживаете ее? У Вас такой богатый репертуар…

Да. Богатства накапливаются с годами, и этот репертуар хочется как можно чаще выносить на сцену, потому что оперы яркие, образы интересные. Знаете, что мне нравится, что женщина, какой спектакль ни возьми, она использует все свои женские прелести и хитрости.

Микаэла «Кармен» – она нежная, добрая, всем желает счастья, она остается нежным цветком на протяжении всего спектакля. И, тем не менее, посмотрите, какая она упорная, отбрасывает всю свою боязнь и идет в это логово разбойников.

«Аида» – обожаю этот спектакль. Партия Аиды в опере Верди «Аида» – о ней я могу долго говорить, потому что это и нежность, и хитрость, и ловкость, и соблазн, и кокетство, и настойчивость, и даже стратегия.

 - В основном оперы поются на итальянском языке?

Нет. Поются оперы на итальянском, на французском («Кармен» Ж. Бизе), на немецком («Летучий Голландец» Р. Вагнера). Огромное разнообразие: есть и норвежский язык, очень сложный в исполнении, есть польский.

- Сколько времени занимает разучивание партии на иностранном языке? Или Вы владеете каждым в совершенстве?

Мы не владеем каждым. Когда мы учим спектакли, мы читаем подстрочники, перевод. У нас есть переводчики, которые занимаются дословным переводом наших клавиров. Для полного понимания, мы должны знать, что мы поем. Как долго мы учим? Вы знаете, если нам дорога партия, мы ее любим и мечтаем выйти в ней, то процесс выучки идет намного быстрее.

 - На кого-то ориентируетесь в мире оперы?

Мне очень нравится Леонтина Прайс – по голосу, по силе. Это очень известная певица, очень интересно следить, как она владеет голосом, и ее манеру переносить на себя, применять к себе. У меня это получается. Есть чему учиться.

- Если устал голос, что делать?

Надо просто помолчать. Голос тоже любит тишину.

- Как часто сейчас ходят в театр и любят ли у нас оперу?

В театр ходят. И это прекрасно. Очень приятно, что дарят цветы. Приходите чаще, дорогие зрители.

Я люблю свою профессию. Я желаю всем здоровья, счастья, любви, дарите улыбки, дарите подарки и, конечно же, приходите к нам в театр оперы и балета. Будем рады видеть ваши улыбки и слышать крики «Браво»!