В рамках стартовавшего в Российской Федерации Года педагога и наставника Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс» запустил культурно-просветительский проект «Великие наставники-хореографы». В его рамках подготовлен цикл материалов, посвящённых легендарным деятелям хореографии, внесшим весомый вклад в развитие отечественного танцевального искусства, сформировавшим собственную школу и оставившим после себя богатейшее творческое наследие, к которому непрерывно обращается современное поколение мастеров.
В разные годы в Заслуженном государственном академическом ансамбле песни и танца «Донбасс», ранее носившем название «Шахтёрский», работала целая плеяда ярких мастеров хореографии, чей вклад в репертуар коллектива сохраняет актуальность по сей день – невзирая на то, что постановкам их авторства уже по нескольку десятилетий. Заключительный выпуск проекта «Великие наставники-хореографы» – именно о них, выдающихся и незабываемых балетмейстерах Шахтёрского ансамбля.
Русский Север во все времена обладал необыкновенно притягательной силой: далёкая суровая земля потрясающей красоты с неповторимой природой, традициями и обычаями. Неудивительно, что местный фольклор, представляя собой огромный самобытный пласт в культурной сокровищнице России, всегда приковывал к себе интерес ценителей народного искусства.
Когда мы говорим об искусстве русского народного танца и его воплощении на современной сцене, воображение тут же рисует нежных девушек в кокошниках, мягко плывущих в стройном хороводе. Создать ансамбль, ставший неотъемлемым символом национальной русской культуры, мог только мастер высочайшего уровня, при этом бесконечно влюблённый в свою родину и глубоко знающий богатство её традиций. Именно такой была Надежда Надеждина, ровно 75 лет назад подарившая миру легендарную «Берёзку».
Профессор, академик, доктор культурологии, обладатель целого ряда почётных званий и лауреат множества наград – всё это о Владимире Михайловиче Захарове, выдающемся хореографе, основателе и многолетнем руководителе знаменитого Московского государственного академического театра танца «Гжель».
Судьба этого человека имела все шансы сложиться далеко не лучшим образом – но, к счастью, вышло совсем иначе, и Файзи (Файзрахман) Адгамович Гаскаров вошёл в историю как выдающийся балетмейстер, мастер национального танца и основоположник башкирского хореографического искусства, давший своё имя главному танцевальному коллективу Республики Башкортостан и прославивший родную землю как край богатейшей культуры.
Сокровищница отечественной хореографии немыслима без имени народного артиста СССР Михаила Семёновича Годенко, на весь мир прославившего Красноярск и всю Сибирь как дивную землю с богатейшими традициями и ярким народным искусством. Волею судьбы попавший в этот суровый край, Михаил Годенко смог полюбить его как свою родину и посвятить ему всю жизнь.
Русская земля чрезвычайно богата талантами, причём зачастую они дают о себе знать совершенно невероятным и неожиданным образом. Именно так было в случае с легендарными балетмейстерами Игорем Моисеевым и Павлом Вирским – отнюдь не потомственными хореографами, а самородками, получившими свой дар свыше. Так произошло и с Татьяной Устиновой – выдающимся мастером танца, чьи долгая жизнь и яркая творческая судьба были главным образом связаны с одним-единственным коллективом – Государственным академическим русским народным хором им. М.Е. Пятницкого, где с 1938-го и по 1999-й год она была главным балетмейстером и руководителем танцевальной группы, которую сама же и основала.
Начало прошлого века дало миру целую плеяду выдающихся деятелей хореографии – в области как классического балета, так и народного танца. Одно из ярчайших имён в этой плеяде – конечно же, имя легендарного балетмейстера Павла Вирского (1905 – 1975).
Едва ли не каждый, даже далёкий от танцевального искусства человек на вопрос о том, кого из выдающихся хореографов он знает, ответит: «Игорь Моисеев». Этому человеку выпала уникальная судьба, долгая жизнь и огромная слава, заслуженная величайшим трудом. И первый выпуск культурно-просветительского проекта «Великие наставники-хореографы» по праву посвящается именно ему.