Когда мы говорим об искусстве русского народного танца и его воплощении на современной сцене, воображение тут же рисует нежных девушек в кокошниках, мягко плывущих в стройном хороводе. Создать ансамбль, ставший неотъемлемым символом национальной русской культуры, мог только мастер высочайшего уровня, при этом бесконечно влюблённый в свою родину и глубоко знающий богатство её традиций. Именно такой была Надежда Надеждина, ровно 75 лет назад подарившая миру легендарную «Берёзку».

93441394578979807

Её путь в хореографии был прямым и определённым: обучение в петроградской балетной школе у Вагановой, Легата и Монахова, уже в двадцатилетнем возрасте – поступление в труппу Большого театра, за которым последовало множество ярких партий в спектаклях. Абсолютная востребованность на сцене, тем не менее, не отнимала у юной балерины стремления к достижению чего-то ещё большего. Этим «бὀльшим» стала постановка авторских номеров. В годы Великой Отечественной войны Надеждина в качестве балетмейстера ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта создавала злободневные хореографические композиции во фронтовых бригадах, лично выезжая с ними в действующую армию. А затем на протяжении нескольких послевоенных лет Надежда Сергеевна занимала пост худрука русского народного хора Калининской филармонии, одновременно плотно изучая фольклор Русского Севера. Приобретаемые ею знания и опыт были тогда ещё неосознанной подготовкой к главному делу всей жизни, её детищу, «рождение» которого случилось достаточно неожиданно для неё самой. Творческое озарение принесла увиденная Надеждиной старинная литография с изображением хоровода девушек с берёзовыми веточками в руках. Женское очарование, красота России и берёза как символ и первого, и второго, – всё сложилось в целостный образ. И название возникло логично – могло ли оно быть другим?..066aa001 6dd5 475c b2a5 584fbccd16e5

Ансамблем «Берёзка» Надежда Надеждина руководила три десятилетия – от момента его создания в 1948 году и до своей смерти в 1979-м. После её ухода бесценное творческое наследие бережно приняла в свои руки любимая ученица Надежды Сергеевны Мира Кольцова, сохранив всё созданное ранее и ещё больше приумножив. «Мы танцуем только русский репертуар. Надежда Надеждина создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца: наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств», – подчёркивала Мира Михайловна. Выдающийся хореограф, наставник и педагог, она не только передавала своё мастерство артистам родного коллектива, но и щедро делилась багажом знаний и умений в качестве члена жюри многочисленных фестивалей и эксперта столь же многочисленных научно-практических конференций. На одном из таких мероприятий – Всероссийском семинаре-практикуме по народному танцу «Наследие великих мастеров» в Москве – состоялась встреча Миры Михайловны и руководителя хореографической студии ансамбля «Донбасс» Оксаны Белой. Эта незабываемая встреча, безусловно, даст свои плоды в творчестве юных студийцев, в чьём репертуаре, кстати, есть яркая композиция «Весенний хоровод» с теми самыми «берёзовыми» мотивами. Эту постановку студия «Донбасса» представляла на многих сценах как в родной Республике, так и в других регионах России на фестивалях и конкурсах, всякий раз получая высокую оценку своего мастерства. Образ русской берёзки, олицетворяющей нежность и женственность, не так давно нашёл воплощение в творчестве и основного состава ансамбля: девичий хоровод «Берёзка» с проникновенным вокальным сопровождением на стихи Сергея Есенина украшает концерты «Донбасса», даря зрителям лирическое настроение и пробуждая в их сердцах исконное чувство принадлежности к родной культуре и своему народу.1640733125large PSFix 20220606 154555 7a7a1e7f8dБелая и Кольцова