Судьба этого человека имела все шансы сложиться далеко не лучшим образом – но, к счастью, вышло совсем иначе, и Файзи (Файзрахман) Адгамович Гаскаров вошёл в историю как выдающийся балетмейстер, мастер национального танца и основоположник башкирского хореографического искусства, давший своё имя главному танцевальному коллективу Республики Башкортостан и прославивший родную землю как край богатейшей культуры.

У него было трудное детство: родившийся незадолго до революции и рано потерявший родителей, Файзи оказался в детдоме (за короткое время сменив несколько таких учреждений по всей стране), и даже точная дата его рождения так и осталась неизвестной, равно как и национальность. «Но я стал сознавать себя человеком на башкирской земле, с детства полюбил искусство её коренного народа», — скажет он спустя десятилетия. Мальчику, а впоследствии юноше, с ранних лет начавшему демонстрировать творческие способности, повезло встретить на своём пути педагогов, разглядевших его талант и проявивших участие в его развитии. С 17-летнего возраста Файзи Гаскаров как ученик посещает танцевальный ансамбль при Башкирском театре драмы, параллельно обучаясь в Башкирском техникуме искусств на музыкальном отделении. А дальше – больше: наставник Гаскарова в техникуме Валиулла Муртазин-Иманский дал своему воспитаннику рекомендацию для поступления в хореографический техникум при Большом театре СССР. Файзи Гаскаров поступил – и не просто поступил, а попал в класс Игоря Моисеева, уже тогда, в конце 1920-х, слывшего легендой. Игорь Александрович поддерживал начинания Гаскарова и после завершения обучения – любовь Файзи Адгамовича к народному танцу и огромное желание популяризировать искусство своего народа вызываи глубокое уважение и поддержку у многих.

Из Москвы в родную Уфу после получения диплома он вернулся уже в новом статусе: его называли первым башкирским балетмейстером, и, по сути, так оно и было. Гаскаров стал педагогом-хореографом, одновременно горя идеей создания башкирского танцевального отделения всё в том же техникуме при Большом театре. Дело в том, что на тот момент в Башкирии не было ни одного профессионального хореографического коллектива, а чтобы его создать, нужно было подготовить кадры. Башкирское отделение в Москве как раз и должно было стать той самой подготовительной базой. По ряду причин данная инициатива хоть и нашла поддержку, но в столице не была реализована – вместо Москвы её удалось осуществить в Ленинграде. Гаскаров, как и мечтал, возглавил башкирское отделение Ленинградского хореографического училища (ныне это Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) и лично провёл отбор будущих учащихся, из которых впоследствии выросло немало звёзд советской балетной сцены.

А затем – новый этап творческого пути: в 1937 году бывший преподаватель Гаскарова Игорь Моисеев приглашает его на работу в Москву, в только что им созданный ансамбль народного танца – первый в СССР. 25-летний Файзи Гаскаров становится солистом этого уникального коллектива и ассистентом Моисеева. Случайностей не бывает: работая в ансамбле, он захотел организовать собственный коллектив аналогичного профиля в родной Башкирии, и Моисеев его искренне поддержал в этом начинании. И уже буквально через год появился ансамбль, сегодня известный на весь мир как Башкирский академический государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.

Своим детищем Файзи Адгамович руководил почти три десятилетия. Творческая работа его поглощала полностью: даже семья отходила на второй план. Помимо работы в ансамбле, он активно участвовал в культурной жизни родной республики, занимался развитием национального балетного искусства, ряд лет возглавлял Уфимский театр оперы и балета и в целом был неординарной фигурой в своей сфере: среди профессионалов хореографии даже родилось выражение «гаскаровский стиль танца», что означало номер со связанным сюжетом и элементами традиционных обрядов народа, которому он посвящён. Нужно сказать, что по совету Моисеева Файзи Гаскаров на этапе становления ансамбля объездил множество глухих деревень Башкирии, основательно изучив быт и фольклор коренных жителей. «Танец — воистину душа народа. В танце отражаются быт народа, его нравы и обычаи. В танце — навыки труда, семейные устои, безудержный народный юмор со взрывом хохота, в танце — душевная лирика, мудрость народа, патриотизм народа, память о тяжёлых боях народа, в танце — радость победы. Танец не требует переводчика, словесные комментарии излишни. И задача хореографа — сделать танец содержательно-понятным», — позже напишет Гаскаров в одной из своих статей по теории танцевального искусства. К башкирским национальным номерам балетмейстер добавил танцевальные постановки других народов – и вскоре творчество ансамбля стало востребовано во всесоюзном масштабе. Всего же за свою творческую карьеру Файзи Гаскаров создал свыше ста танцев, которые по сей день украшают репертуар как его ансамбля, так и многих других коллективов, в том числе за пределами родной республики.

Сегодня детище Файзи Адгамовича продолжает жить – и не просто жить, а процветать, собирая полные залы благодарных зрителей. Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс» и Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова связывает родство душ и тесное творческое сотрудничество. Много раз наши коллективы выступали на одной сцене в рамках совместных «концертов дружбы». По словам заместителя министра культуры Республики Башкортостан Алмаза Саетова, ранее возглавлявшего ансамбль Гаскарова, дружба и сотрудничество с «Донбассом» для коллектива является предметом гордости. Безусловно, это целиком взаимно, и мы надеемся, что наши совместные творческие проекты будут продолжать своё развитие, добавляя красок в яркую и многонациональную творческую палитру всей огромной России!

*Статья подготовлена в рамках культурно-просветительского проекта Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» «Великие наставники-хореографы».