Начало прошлого века дало миру целую плеяду выдающихся деятелей хореографии – в области как классического балета, так и народного танца. Одно из ярчайших имён в этой плеяде – конечно же, имя легендарного балетмейстера Павла Вирского (1905 – 1975).

Родившийся в Одессе в семье интеллигентов, Павел должен был пойти по стопам отца и стать инженером – во всяком случае, так видели будущее его родители. Однако с точными науками дело с самого начала не заладилось: по математике в престижной Ришельевской гимназии будущему гению танца ставили сплошные двойки. Совсем другое – гуманитарные дисциплины: музыка, эстетика, хореография, приносившие мальчику и удовольствие, и отличные оценки. Любовь к искусству дополнялась природной пластикой и стройностью – с такими данными, конечно, сам бог велел идти отнюдь не в точные науки.

Но тут грянула революция, смешавшая все планы: перед подростком на первый план вышел вопрос не реализации своих талантов, а зарабатывания денег на пропитание. Юный Павел таскал камни на стройке, работал сторожем, статистом в местном оперном театре, акробатом в итальянской цирковой группе, приехавшей на гастроли в Одессу… Поступил учиться он лишь в 1923 году – в Одесское музыкально-драматическое училище, а затем окончил Московский театральный техникум, где его руководителем был великий Асаф Мессерер. Ещё будучи студентом, Вирский пришёл к пониманию, что академический танец как таковой для него слишком скучен. Это понимание вылилось в новую форму сценического творчества: симбиоз академизма и народного фольклора, украшенный театральным действием. Это изобретение принесло Вирскому неповторимый творческий почерк, мировую славу и счастье заниматься любимым делом на протяжении всей жизни.

«Не люблю некрасивое, ненавижу вульгарное и пошлое», – говорил мастер. Он считал, что танцор всегда должен быть хорошо одет и приятно пахнуть – даже невзирая на тяжёлые физические нагрузки на репетициях. Тренировки, которых было 2 в день, продолжались по 3 часа без перерыва. Когда у танцоров что-то не получалось, Павел Павлович сам показывал сложные «па». И даже спустя годы, пережив несколько инфарктов, исполнял двойные пируэты и прыжки. А ещё вникал во все детали творческого процесса вплоть до костюмов и декораций. «В танце нет мелочей» – таково было его профессиональное кредо.

…Незадолго до начала Великой Отечественной войны Павел Павлович стал балетмейстером ансамбля Киевского военного округа, с которым впоследствии отбыл на фронт. В освобождённом Сталинграде состоялось его знакомство с Александром Александровым, которое переросло в совместную работу: Вирский занял должность главного балетмейстера Дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии – главного творческого коллектива СССР. А в 50-летнем возрасте Вирский переехал в Киев, где встал у руля коллектива, созданного ещё в далёком 1937-м при его непосредственном участии, и руководил им до самой смерти. В открытых источниках есть воспоминания ветеранов ансамбля о том, как первый секретарь ЦК Компартии Украины Щербицкий прислал самолёт за артистами, чтобы они смогли попрощаться со своим руководителем: известие о кончине Павла Вирского застало коллектив на гастролях в Сибири. Такой была дань уважения государства к великому артисту и большому труженику.

Сегодня ансамбль носит его имя, но, конечно, это – лишь малая толика памяти о легендарном балетмейстере. Главная память о Вирском – в его богатейшем наследии, по сей день живущем в репертуаре целого ряда творческих коллективов. Среди них особое место занимает Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс», в истории которого немало пересечений с именем Вирского. «Донбассовцы» были частыми гостями юбилейных мероприятий «вирчан», включая прижизненные чествования самого Павла Павловича; ансамбль «Донбасс» вместе с ансамблем Вирского участвовал в масштабных мероприятиях и дважды побеждал на Всеукраинском фестивале-конкурсе народной хореографии имени Вирского. В разные годы в коллективе на должностях художественного руководителя и главного балетмейстера работали ученики Павла Вирского – в частности, Алексей Гомон и Евгений Макаров, и старшее поколение артистов балета «Донбасса» вспоминает их с восторгом и глубочайшим уважением. Кроме того, среди «донбассовцев» есть выпускники студии Вирского – в том числе и те, кто учился непосредственно у самого мастера. Среди них – ветераны ансамбля Лариса и Владимир Смирновы, танцевавшие в балете «Донбасса» в 1970-90-е годы. «Мне выпало счастье быть ученицей Павла Вирского, он преподавал нам актёрское мастерство. Для меня, на тот момент 19-летней девочки, он был богом, – вспоминает Лариса Александровна. Мы с супругом хорошо помним, какой был подъём, когда в наш ансамбль пришли балетмейстеры Алексей Гомон, а позже Евгений Макаров, – «вирчане», настоящие легенды. Гомон, будучи учеником Вирского, сделал огромнейший вклад в развитие ансамбля «Донбасс», и по сей день этот вклад не утратил актуальности. Это был балетмейстер, который, по сути, перевернул мир в ансамбле. Таким хореографам, как Вирский, а затем Гомон, равных нет, это были настоящие бриллианты».

В репертуаре ансамбля «Донбасс» есть ряд хореографических композиций, постановщиками которых являются ученики Вирского, и ещё одна – авторства самого Павла Павловича: дивной красоты «Русский танец», которым «Донбасс» часто открывает свои сольные концерты. Не сходящая со сцены уже много лет, эта постановка вызывает неизменный восторг у зрителей, олицетворяя красоту и богатство народной русской культуры.
 
«Русский танец» в исполнении ансамбля «Донбасс»:
 
1
2
Номера из программы концерта в Большом театре с участием ансамбля им. П. Вирского и ансамбля "Донбасс", г. Москва, февраль 1979 г.
3
«Русский танец» в исполнении ансамбля Вирского
4
Павел Вирский со своими воспитанниками
5
 П. Вирский и А. Александров