Едва ли не каждый, даже далёкий от танцевального искусства человек на вопрос о том, кого из выдающихся хореографов он знает, ответит: «Игорь Моисеев». Этому человеку выпала уникальная судьба, долгая жизнь и огромная слава, заслуженная величайшим трудом. И первый выпуск культурно-просветительского проекта «Великие наставники-хореографы» по праву посвящается именно ему.


Игорь Моисеев был танцовщиком действительно от Бога – самородок, единственный сын адвоката и модистки, откуда-то свыше получивший свой уникальный творческий дар. Отец отвёл сына-подростка в частную балетную студию неподалёку от дома вовсе не ради блестящей хореографической карьеры, а из сугубо практических соображений – чтобы уберечь от «тлетворного влияния улицы» и улучшить осанку. Но с первых же занятий обнаружилось, что у мальчика неординарный талант, и преподавательница лично отвела Игоря в балетную школу Большого театра. После её окончания Моисеев был принят в его труппу, спустя несколько лет став солистом и одновременно начав работать балетмейстером.

О масштабах его таланта говорит хотя бы то, что ещё на заре своей карьеры как балетмейстера – в начале 1930-х годов – Игорь Моисеев ставил физкультурные парады на Красной площади, крайне популярные в тот период мероприятия, ответственность за безукоризненное проведение которых была чрезвычайно высока. А в 1937-м году Игорь Александрович, которому на тот момент было чуть за тридцать, создаёт первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (с 2007-го носит его имя). Именно Моисеев положил начало процессу создания ансамблей народного танца по всему Советскому Союзу, в рамках которого в конце того же 1937 года был создан и Шахтёрский ансамбль песни и пляски – нынешний ансамбль «Донбасс». Кстати, и создание в 1943 году первой в стране хореографической студии при Государственном академическом ансамбле народного танца – заслуга Моисеева. Так что своим появлением студия ансамбля «Донбасс» также в определённом смысле обязана Игорю Александровичу и его новаторству в области танцевального искусства.

Легендарный хореограф прожил более 100 лет, удостоившись едва ли не всех возможных на своём поприще наград и званий, оставив после себя грандиозное наследие и продолжателей дела всей своей жизни (он «болел» танцем всегда и везде, и даже на досуге собирал марки, посвящённые танцам и костюмам мира). Студийцы «Донбасса» имели честь познакомиться с внуком мэтра Владимиром Моисеевым – балетмейстером, создателем Русского национального балетного театра и председателем жюри Всероссийского конкурса-фестиваля учащихся школ-студий народного танца при профессиональных творческих коллективах «Италмас приглашает», в котором дончане принимали участие в январе 2023 года. Владимир Борисович отметил воспитанников студии «Донбасса», подчеркнув их силу духа и преданность любимому делу. Творческое наследие Моисеева нашло определённое отражение и в репертуаре ансамбля «Донбасс»: при постановке номера «Моряки Азовской флотилии» – одного из коронных для коллектива – образцом послужили сценическая манера и чёткость исполнения легендарного «моисеевского» номера «Яблочко».1
Хореографическая студия ансамбля "Донбасс" на фестивале "Италмас приглашает" в Ижевске. Первый слева в верхнем ряду - внук Игоря Моисеева Владимир Борисович.
2
 Председатель жюри фестиваля "Италмас приглашает" Владимир Моисеев (слева) и руководитель хореографической студии ансамбля "Донбасс" Оксана Белая (в центре)