Slider
 

Новости

 

Одной из них стала «На солнечной поляночке» – весёлая, озорная, жизнеутверждающая. В ней воплощён собирательный образ русского солдата – простого и бесстрашного парня с гармонью, которого дома ждёт подруга, ни на миг не сомневающаяся в его победном возвращении.

О начале плодотворного творческого союза с Фатьяновым Соловьёв-Седой вспоминал: «Я познакомился с ним в Оренбурге (тогда Чкалове) в захудалом скверике с громким названием «Тополя». Он мне сразу понравился, молодой и красивый парень-богатырь – именно таким я представлял себе Добрыню Никитича. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастёрку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной слегка вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядели на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом. Если есть любовь с первого взгляда, то это был тот самый случай. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь».

183721 main

По словам композитора, на второй день знакомства Фатьянов принёс ему стихотворение, старательно выписанное на листе, «вырванном из какой-то амбарной книги». Это и была будущая «Тальяночка», строки которой покорили Соловьёва-Седого моментально. «Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык... Стихи пели, в них уже была мелодия», – рассказывал Соловьёв-Седой.

Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Однако работу над этой песней авторы были вынуждены прервать – по заданию Политуправления необходимо было срочно написать «Марш Южно-Уральского военного округа». Затем было ещё несколько песен, широкого распространения не получивших… И, наконец, Соловьёв-Седой и Фатьянов смогли вернуться к «Солнечной поляночке». Шёл уже 1943 год. После побед под Сталинградом и Курском ситуация на фронтах изменилась, окончательно утвердилась уверенность в успешном исходе войны, и в репертуаре военных ансамблей появились «лёгкие» песни о доме и любви…

Мелодию к песне Соловьёв-Седой сочинил в ритме вальса. Тем, кому он её демонстрировал, она нравилась, но вот сам он испытывал какое-то неудовлетворение. «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен. Мелодия казалась мне расслабленной, нечёткой, и самое главное - не сливалась в единый образ с текстом. Я отбросил эту музыку и написал новую мелодию», – вспоминал композитор. Она была совершенно другой, и на этот раз слияние музыки и текста оказалось стопроцентно органичным. К слову, первоначальная мелодия не пропала – она была использована композитором для другой песни на слова поэта Фогельсона «Разговор», вошедшей в репертуар таких мастеров песенного искусства, как Георгий Абрамов и Леонид Утёсов.

Работу над материалом можно было считать завершённой – но для того, чтобы произведение состоялось как песня, необходимо было её принятие аудиторией. А это невозможно без ещё одной удачи – находки исполнителя, который сможет передать творческий замысел, вдохнёт в песню жизнь, станет в определённом смысле её третьим автором. Он нашёлся далеко не сразу, и поначалу песня исполнялась разными певцами без особого успеха. И наконец «На солнечной поляночке» в эфире Всесоюзного радио спел земляк Соловьёва-Седого, уже упоминавшийся в наших предыдущих передачах Ефрем Флакс. Интересно, что мелодия песни изначально писалась под тенора – но именно бархатный бас Флакса представил произведение наилучшим образом. Песню заметили и горячо полюбили. Позже её стали исполнять Георгий Виноградов, Краснознамённый ансамбль песни и пляски А.В. Александрова, и всегда слушатели встречали её с большим энтузиазмом.

Интересно, что под влиянием песни в некоторых фронтовых газетах появилась одноимённая рубрика. В ней помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения. И можно сказать, что песня «На солнечной поляночке» стала первой ласточкой нашей будущей Победы.