Донецкий краеведческий музей и радио «Республика» представляют совместный проект
«Песни Великой Победы»


zZOMHJ21dNwВ рамках объявленного в Донецкой Народной Республике Года Великой Победы Донецкий республиканский краеведческий музей и Радио «Республика» запустили совместный эфирный проект «Песни Великой Победы». Целью проекта является сохранение исторической памяти о подвиге народа-победителя в годы Великой Отечественной войны, а также популяризация творческого наследия советских поэтов и композиторов. В рамках проекта запланировано создание серии радиопрограмм, рассказывающих об истории создания песен военных и послевоенных лет, посвящённых Великой Отечественной войне и Великой Победе. Программы подготовлены по материалам научной библиотеки ДРКМ.

«Песни Великой Победы» выходят в эфир Радио «Республика» на волне 99,0 FM еженедельно по четвергам в 19:35 с повторами в выходные дни. Первый эфир программы состоялся 19 марта 2020 года.

Предлагаем вниманию записи радиовыпусков вместе с текстами передач.

Песня «Смуглянка» по праву относится к разряду советской песенной классики периода Великой Отечественной войны, и это, безусловно, правильно. Но мало кому известно, что она была написана ещё в довоенное время, и совсем по другому поводу. А потом у неё было ещё целых два рождения, за которыми последовала всенародная любовь и не угасающая с годами популярность. В разных обработках «Смуглянка» входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме нашего земляка Леонида Быкова «В бой идут одни старики», и у большинства современных слушателей стала ассоциироваться в первую очередь с этим фильмом.

Одна из самых известных и пронзительных песен о Великой Отечественной войне, проникнутая острым драматическим и трагическим настроением, слушать которую тяжело и без слёз вряд ли возможно… Сюжет песни общеизвестен: солдат, вернувшийся с войны, невредимый и с боевыми наградами, видит руины своего дома и могилу погибшей жены. Вместо долгожданной встречи – ничем не утоляемая боль потери, за которой меркнет даже радость Победы. Песня, исполненная горькой правды, о которой не принято было говорить, ожидаемо имела непростую судьбу: написанная вскоре после окончания войны, однократно прозвучав по радио, она пережила 15 лет забвения, прежде чем стать оценённой по достоинству.

Эта песня была написана на нашей земле, и премьера её состоялась в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области.

В годы Великой Отечественной войны два замечательных мастера песенного искусства – композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов создали немало прекрасных песен.

Есть песни, которые становятся чем-то гораздо большим, чем просто музыкальное произведение. Именно так произошло с песней «Тёмная ночь». Написанная в буквальном смысле на скорую руку, она стала настоящим гимном любви, верности и нерушимой веры в нашу Победу.

Задумчивая, лирическая, и одновременно – исполненная патриотизма и бескомпромиссности в борьбе с врагом до полного его разгрома – так можно охарактеризовать эту песню. Слушаешь её – и воображение рисует картинку редкого фронтового затишья; солдатский отдых где-то в лесу, кто-то пишет письмо родным, кто-то просто думает о своём под мелодичные звуки гармони. И каждый из бойцов знает, что в любой момент этот отголосок мирной жизни может прерваться, а вместе с ним – и жизнь... Но путь к Победе пролегает только вперёд, на запад, – а значит, чему быть, того не миновать.

Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя в нём нет ни одного военного кадра. Эта картина – уже о мирных днях, и всё-таки война незримо в ней присутствует. Как многие помнят, по сюжету бывшие однополчане спустя четверть века вновь встречаются – по печальному поводу, на похоронах своего фронтового друга. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверо главных героев приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, вспоминая ушедших друзей и былые бои, просят хозяйку спеть их любимую песню…

Если песня «Священная война» стала фактическим гимном всей Великой Отечественной войны, то «День Победы» – это гимн нашей Великой Победы. В нём отразилось и безмерное всенародное ликование, и бесконечная скорбь по тем, кто не дожил до этого светлого, долгожданного дня. Невероятно, но появилась она только в 70-е годы – и сейчас невозможно представить, как целых три десятилетия после победоносного завершения войны наш народ жил без этой песни о празднике «со слезами на глазах».

Знаменитая «Катюша», мотив которой стал негласным русским символом сродни «Калинке-малинке», не задумывалась как военная песня. Как и «Синий платочек», она была написана ещё в условно мирное время, однако в годы Великой Отечественной обрела новое звучание и смысл, и даже дала имя грозному оружию советской армии. Можно сказать, что «Катюша» стала оружием вдвойне: ведь стихи и песни поднимали дух бойцов, напоминая им о том главном, за что они стоят ни на жизнь, а на смерть, – о Родине и своих любимых. Эти главные ценности как раз и объединила в себе «Катюша».

Песня «Эх, дороги...» вместила в себя тысячи фронтовых километров, протянувшихся далеко-далеко от родного дома каждого солдата. Позади остались объятия близких и милые сердцу места, где знакомо каждое деревце. Впереди ждали чужбина и неизвестность, и на каждом шагу подстерегала смерть. Наши воины знали, зачем шли; они знали, что там, на далёком западе, их ждёт долгожданная Победа. Но до неё нужно было дойти – под огнём, ежедневно теряя боевых товарищей, на пределе физических возможностей, непрерывно видя вокруг все ужасы войны. Позабыть эти дороги действительно невозможно…